Приспособление элементов прежних религиозных систем к требованиям новых, господствующих религий не является чем-то уникальным: напротив, это естественный процесс. История знает множество примеров, как язычество европейских народов, в том числе и славянских, получило продолжение в народной, фольклорной версии христианства. Но вот случаи, когда языческий бог фактически замещал собой того или иного христианского персонажа и в народном сознании фактически делал того или иного святого фактически отрицательным героем, весьма редки. Славянскому Стрибогу нечто подобное удалось.
Тот, кто гоняет стаи туч
Парадокс: Стрибог является одним из наиболее «часто упоминаемых» в древнерусских литературных источниках славянских языческих богов, но при этом до настоящего момента нет общего мнения по поводу того, чем же он «заведовал». Имя Стрибога упоминается в «Повести временных лет», где о нём говорится как об одном из нескольких богов, которых князь Владимир выбрал для общеславянского языческого культа. Кроме того, о Стрибоге говорит и автор «Слова о полку Игореве», где этот бог весьма поэтично, хоть и не напрямую называется повелителем ветров. Но эти и ряд других обстоятельств не вносят ясность в вопрос, какое место среди языческих богов славян занимал Стрибог, но напротив, усложняет его.
Анализ имени Стрибога, попытки установить его происхождение и родственные связи с другими европейскими и индоевропейскими языками привели к тому, что появилось несколько интерпретаций, что же это был за бог. Наиболее привлекательна, конечно, «атмосферная» версия, согласно которой он был повелителем ветра и всех явлений природы, так или иначе связанных с воздушной стихией. При этом прослеживается явная связь Стрибога с морем, с морскими бурями, так что ряд исследователей выдвигают предположение, что он мог быть как «частично» морским божеством, так и вовсе полновластным морским владыкой (кстати, заслуживающих доверия сведений о каком-либо другом славянском божестве, тесно связанном с морем, пока нет).
Не нужно забывать о том, что существует весьма вероятная интерпретация имени Стрибога как божества, связанного с войной, разрушениями, гибелью и смертью. К этому же выводу располагает то обстоятельство, что зафиксировано несколько общих упоминаний Стрибога с Даждьбогом и более вероятным представляется вывод, что эти упоминания носят характер противопоставления. То есть Стрибог указывается фактически как противник, противоположность Даждьбога, божества продуктивного, покровительствующего производительной деятельности и позитивным силам природы.
Чем провинился Святой Иоанн Кассиан
О том, что Стрибог был не просто «ветреным» богом, а, скорее всего, грозным и разрушительным божеством, косвенным образом свидетельствует та удивительная перемена, которая в русском народном сознании произошла со Святым Кассианом (Касьяном). Исторический Святой Иоанн Кассиан (или Кассиан Римлянин) жил в конце IV – начале V веков и был одним из основоположников монашества на территории Европы. Но в русском фольклоре Касьян (так постепенно язык изменил имя святого) превратился в персонаж, ничем не напоминающий христианского святого и своими чертами похожий скорее на демона или языческого бога. Сопоставление приписываемых Касьяну народом характеристик с тем, что известно о Стрибоге привело многих учёных к выводу, что Стрибог стал именно Касьяном, исказив тем самым образ Святого Иоанна Кассиана.
Возможно, это отчасти связано с тем, что на Руси день памяти Святого Иоанна Кассиана, так называемый Касьянов день, приходился на 29 февраля високосного года, сам по себе день, обладающий особыми магическими качествами. Но всё же это не объясняет, почему именно этот святой в народном сознании слился со Стрибогом. Касьян, несмотря на свой статус христианского святого, являлся однозначно отрицательным персонажем, и Касьянов день имел исключительно негативные эпитеты: «завистливый», «косоглазый», «злопамятный» и тому подобные. Кроме того, есть ряд характеристик, которые в славянском фольклоре имеются и у Стрибога, и у Касьяна: особая власть над ветрами и разрушительная сила в том случае, когда эти ветры вырвутся из своего подземного убежища; функции уничтожения – недаром считалось, что у Касьяна «злой глаз», на что он посмотрит, то погибнет; тесная связь с миром мёртвых и смертью (в ряде легенд Касьян предстаёт как страж на вратах ада или покровитель и проводник душ умерших).
Александр Бабицкий