Языческие боги славян – одна из наиболее противоречивых и ожесточённо обсуждаемых проблем российской истории. Причём связано это с вопросами как историческими, так и вполне современными – боги славян заняли центральное место в не столько научных, сколько идеологических спорах. По этой причине нужно с большой осторожностью воспринимать то огромное количество информации, в которой фигурируют боги славянского пантеона.
Древние боги славян – проблемы и с богами, и со славянами
Боги славянской мифологии традиционно вызывали серьёзный интерес у историков. Именно божественные персонажи составляют основу языческих религиозных систем. Следовательно, составить представление о духовной жизни славян до принятия христианства без изучения сюжетов, связанных с богами, невозможно.
Но боги древних славян изучены не в пример хуже, нежели родственные им скандинавские божества. Причина очень проста – до нашего дня дошли письменные памятники, в которых отражена система религиозных представлений викингов, и в первую очередь мифологические сюжеты, связанные с богами, их функциями, родственными связями, приключениями и так далее. Достаточно назвать такие скандинавские эпосы, как «Старшая Эдда» (записана примерно в XI веке, но в устной традиции существовавшая гораздо раньше) и «Младшая Эдда» (записана в XIII веке).
Боги восточных славян подобных письменных версий своей жизнедеятельности просто не имеют – учёные на данный момент не обнаружили никаких древнерусских произведений, в которых содержались бы дохристианские эпосы.
В данном случае приходится сталкиваться с более общей исторической проблемой существования письменности у восточных славян до начала их христианизации. Существует две научные гипотезы: согласно одной из них, отдельной восточнославянской письменной системы к концу X века просто не существовало, иначе хоть какие-то её следы были бы обнаружены. Другая предполагает, что какая-то письменность у славян всё-таки была, однако она не была общей для всех племён, не получила широкого распространения и использовалась узким кругом лиц (политической элитой, жрецами, торговцами).
Чего не знаем, то придумаем
Нет исторически достоверных дохристианских источников по славянской языческой религии. Обрывочные сведения, которые нам известны о мифологических сюжетах славян, отдельные имена богов славян, их функции и взаимоотношения между собой, почерпнуты из более поздних документов, в первую очередь из сочинений христианских авторов.
Ситуация осложнена двумя пластами художественного творчества на тему славянского язычества. Первый из них относится к XIX столетию, когда на фоне дискуссий о пути исторического развития России между западниками и славянофилами возник интерес к исконной славянской истории. Именно тогда начали собираться и изучаться народные легенды, сказания, песни, обряды, вдохновившие писателей, поэтов, музыкантов на осмысление дохристианского наследия предков.
В ходе этого процесса стали не только на иной лад интерпретироваться отдельные языческие сюжеты и имена богов, но и придумываться новое содержание славянского язычества. Классический пример – пьеса Александра Островского «Снегурочка», прославившаяся благодаря своей музыкальной версии в виде одноимённой оперы Римского-Корсакова.
Вторая волна фантазий на тему славянского язычества началась во второй половине 1980-х годов и не схлынула по сей день. Возник феномен славянского неоязычества – культурно-религиозного течения, позиционирующего себя как наследников «исконной славянской религии».
С дохристианскими язычниками современные идолопоклонники имеют очень мало общего в силу уже указанного обстоятельства: о языческой религиозной системе славян известно слишком мало.
Поэтому неоязычникам приходится попросту выдумывать целые мифологические сюжеты и множество богов, якобы покровительствовавших тем или иным сторонам жизни, а затем выдавать эти фантазии за «древнее знание».
Верховный бог славян
Когда в бездонной информационной пропасти Интернета мы сегодня встречаем сюжеты наподобие «бог удачи у славян» или «бог любви у славян», к ним нужно относиться с изрядной долей скепсиса. Охватить весь современный мифологический массив информации просто невозможно, так что стоит обратить внимание лишь на некоторых, наиболее известных славянских божественных персонажах:
- главный бог славян это Перун, чей верховный статус в мифологии славян имеет неопровержимые доказательства. Во-первых, о том, что именно богу-громовержцу больше всего поклонялись восточные славяне (Перун – это в первую очередь бог грозы у славян), сообщают древние иностранные источники, прежде всего византийские. Во-вторых, именно Перун, бог войны у славян, был позиционирован в качестве верховного божества в ходе первой религиозной реформы киевского князя Владимира, когда он пытался создать универсальную, единую для всех славянских племён, языческую религию;
- в функциональном плане достаточно тесно с Перуном был связан Стрибог – божество, которое взяло на себя как небесные, так и земные функции. Согласно восстановленным данным о славянском язычестве, Стрибог почитался как бог ветра у славян, он отвечал за перемещение облаков и туч по небу. Кроме того, считается, что он был бог воды у славян – предполагают, что именно ему молились о даровании дождя. На этом основании некоторые учёные склонны считать Стрибога ещё и морским божеством, так как «отдельный» бог моря у славян по письменным и материальным источникам пока не прослеживается. Есть недоказанное мнение, что Стрибог, помимо всего прочего, это и бог смерти у славян, так как вода всегда считалась хтонической стихией, связанной с потусторонним миром;
- весьма таинственным персонажем славянской мифологии является бог Велес. С одной стороны, исторические исследования показывают, что значение Велеса , главная функция которого – бог скота у славян, было очень велико до принятия христианства. По масштабам почитания Велес вполне на равных конкурировал с Перуном. С другой, сфера ответственности Велеса достаточно широка, а конкретные сведения о нём слишком скудны. Так как известно противопоставление Перуна как бога войны, бога княжеской дружины, и Велеса как городского божества, принято считать, что он бог торговли у славян. Установлено также, что он воспринимался в целом как покровитель всего живого, так что естественно, что он почитался и как бог охоты у славян. Кроме того, Велес нередко упоминается как бог плодородия у славян, но это спорный вопрос, так как на эту роль претендует и Даждьбог, и богиня Мокошь, олицетворявшая землю. Также Велес упоминается как бог леса у славян, покровительствовавший всякой растительности;
- с Даждьбогом ситуация вообще весьма запутанная, так как об этом божестве неизвестно практически ничего, кроме имени. Расшифровывая на разные лады его имя, учёные предлагают разные функциональные трактовки. В одной из них Даждьбог - это бог земли у славян, в другой имеет связь с дождём, в третьей берёт на себя функции солнечного бога. В настоящий момент за неимением конкретных свидетельств «специализация» Даждьбога остаётся спорной;
- очень много споров ведётся вокруг вопроса, кто же был бог солнца у славян. Большинство людей, отвечая на этот вопрос, скорее всего, назовут Ярилу – и ошибутся, потому что учёные склоны считать Ярилу персонажем, придуманным уже в XIX столетии. Древние же славяне солнечным богом считали Хорса, хотя и здесь существует множество версий, так как отдельные солнечные функции могли быть разделены между многими божествами;
- большим почитанием у языческих племён славян пользовался бог Сварог – но и о нём нам известно очень мало. Специалисты склоняются к тому, что Сварог - это бог неба, олицетворявший небесную сферу как важнейшую часть мироздания. Сварогу поклонялись также как источнику небесного огня, то есть животворной небесной энергии, без которой невозможна жизнь. Другой мифологический персонаж, Сварожич , это непосредственно бог огня у славян – принято считать, что в языческой мифологии это был сын Сварога.
Александр Бабицкий