Сегодня достоверно известны лишь несколько языческих богов, которым поклонялись древние славяне до момента принятия христианства. Но даже те, о которых из источников известны не только имена, но и некоторые подробности «биографии», всё равно остаются весьма неоднозначными и вокруг них продолжаются споры специалистов и тех, кто себя таковыми считает. А в случае с таким богом, как Велес, ситуация осложняется ещё и тем, что это божество в определённо степени продолжило жизнь в христианской традиции.
Что известно достоверно
Велес (другой вариант имени – Волос) является одним из немногих славянских языческих богов, чьи имена упоминались в официальных документах того времени. Уже это обстоятельство, а также свидетельства о многочисленности посвящённых Велесу идолов и капищ, говорят о том, что этот бог имел важное значение для всех славян, вне зависимости от их племенной принадлежности. Между учёными не прекращаются дискуссии о том, каковы были функции этого бога, но большинство специалистов сходятся в том, что у Велеса была как узкая, профильная «зона ответственности», так и более широкая. В основном Велес известен как «скотий бог», то есть покровитель домашнего скота и в целом домашнего хозяйства. Однако он имел и более широкие функции, представая в качестве покровителя всей производительной деятельности славян, богом, который помогал им создавать новые ценности, зарабатывать деньги, развивать своё хозяйство и так далее.
Считается, что именно поэтому ему поклонялись все славяне, к тому же в официальных клятвах славянских князей он противопоставлялся Перуну , богу-громовержцу, богу войны и покровителю княжеской дружины. Известно, что идолы Перуна и Велеса не ставились в одном святилище: в Киеве, например, идол Перуна стоял на холме, рядом с княжеской резиденцией, а идол Велеса располагался внизу, на Подоле, в ремесленных и торговых районах. В этой связи всё более популярна версия, что эпитет «скотий бог» по отношению к Велесу использовался не столько в связи с особой любовью этого божества к животным, а в качестве обозначения его «финансового» характера – так как скот в те времена был одним из главных платёжных средств. Да и эпитет «золотой» по отношению к Велесу говорит о том же. Нынешние «новые язычники» приписывают Велесу куда более широкое поле деятельности: будто бы это был один из самых великих богов, которые отвечали за существование и функционирование самого мироздания, был в том числе богом загробного мира мёртвых и так далее. Подтверждений тому, что славяне воспринимали этого бога именно так, на сегодня не существует.
«Растроение» личности
Большое значение, которое имел культ Велеса для широких масс славянского населения, привело к тому, что черты этого бога сохранились в народном сознании и после принятия христианства. При этом с Велесом произошла редкая трансформация: его образ фактически разделился на три отдельных ипостаси, которые породили одного негативного персонажа и перешли к двум позитивным. Прежде всего, появилось представление о некоем демоне, бесе, который имел в себе некоторые признаки Велеса – его именовали «волосень». В некоторых случаях этот бес представлялся нечистым духом, вселившимся в медведя. Таким образом произошла оценка Велеса как языческого бога с позиции новой веры и эта оценка не могла быть положительной.
Вместе с тем позитивные функции, ранее принадлежавшие Велесу, перешли в христианскую народную традицию. Считается, что Святой Николай Чудотворец «получил» свои обязанности как покровителя благочестивому богатству, честной торговле и ведению домашнего хозяйства именно от Велеса: народ нуждался в небесном покровителе своих хозяйственных дел, и превратил в него одного из наиболее почитаемого у славян христианского святого. А восприятие Святого Власия Севастийского, жившего в III-IV веках, принявшими христианство славянами почти целиком копирует образ Велеса в одной из его характеристик. В данном случае совпали две главные черты: во-первых, созвучие имён, «Велес» и «Власий» звучат весьма похоже, так что в средние века имя «Велес», «Волос» использовали для обозначения этого святого. Во-вторых, в распространяемых житиях Святого Власия указывалось, что в числе прочих даров благодати он имел способность общаться с дикими и домашними животными. Дикие звери не нападали на него, а напротив, признавали «за своего», а диких и домашних животных Власий исцелял от разных болезней. Разумеется, такое совпадение не могло пройти незамеченным и на Святого Власия были перенесены традиционные черты Велеса как «скотьего бога». Такая идентификация привела к дилетантской трактовке современных неоязычников, будто бы на Руси существовали роскошные храмы в честь языческого Велеса: на самом деле были христианские церкви, посвящённые Святому Власию.
Александр Бабицкий