Шабаш на Лысой горе: любой шабаш подойдёт
В настоящее время словосочетание «шабаш на Лысой горе» известно и общеупотребляемо в основном благодаря популярности музыкального произведения (симфонической картины) выдающегося русского композитора Модеста Мусоргского под названием «Ночь на Лысой горе». Однако в современной субкультуре и в средневековом европейском фольклоре шабаш на Лысой горе представлял собой важный элемент мистических сказаний и легенд, а также неразрывно был связан с такими персонажами, как ведьмы .
Мусоргский своё произведение, которое музыкальными средствами описывает шабаш ведьм, связывал с вполне конкретным местом, Лысой горой в Киеве. Первоначально эта возвышенность имела вершину, свободную от растительности, и в дохристианские времена здесь был языческий религиозный центр. Языческие жрецы (волхвы) даже создали здесь разветвлённую систему подземных тоннелей, а всевозможные ритуалы (специальные песни пред священным дубом, жертвоприношения, священные костры и так далее) совершались и долгое время после Крещения Руси. В летописях даже сообщается о наказаниях для тех, кто совершал там языческие обряды. Соответствующей репутацией Лысая гора, уже поросшая лесом, пользуется и в наши дни, особенно среди неформалов, неоязычников, сатанистов и так далее.
Однако, когда говорят о шабаше на «лысой» горе, речь в действительности идёт не о конкретном месте в Киеве. Лысая гора в средневековом фольклоре - это понятие не географическое, это понятие мистическое. В Средние века «лысые» горы, то есть, вершины которых были свободны от растительности, воспринимались как места, идеально подходящие для шабашей ведьм и прочей нечисти. Связано это было с тем, что в дохристианские времена здесь обычно совершались языческие ритуалы - в язычестве наиболее высокие, то есть приближенные к небу, места считались «местами силы», где общение с божествами и духами происходит легче и полнее всего. Существует также версия, что «размещение» на лысых горах шабашей имеет более сложную богословскую подоплёку. Якобы это связано с противопоставлением Голгофе, холме в окрестностях Иерусалима, на котором был распят Христос. Таким образом, шабаш на лысой горе является кощунственной пародией дьявольских сил на Голгофу (в переводе «лобное место»).
Самый известный шабаш на лысой горе
Собственно, согласно фольклорным представлениям, шабаш и должен совершаться только на лысых горах. Подобных мест существует множество, только в Восточной Европе несколько десятков холмов и возвышенностей, носящих название «Лысая гора». Однако наиболее знаменитым шабашем, творившимся на лысой горе, является знаменитая Вальпургиева ночь и сборище ведьм и колдунов на горе Брокен в центральной части Германии. Этот объект идеально подходит под определение «лысая гора»: во-первых, это действительно гора (её высота составляет 1141 метр); во-вторых, её вершина находится выше границы существования деревьев, то есть является в прямом смысле лысой.
К тому же гора Брокен с точки зрения средневековых представлений отвечает ещё одному условию идеальной кандидатуры на место проведения шабаша: на её склонах нет человеческих жилищ, а её вершина труднодоступна. Так что если бы ведьмам и прочим приспешникам зла нужно было уединённое место подальше от посторонних, лучше горы Брокен им было бы трудно найти. Что касается непосредственно Вальпургиевой ночи, которая приходится на ночь с 30 апреля на 1 мая, то этот «праздник», традиционно считающийся главным шабашем ведьм в году, то она связана с языческой историей. Хотя само название происходит от имени средневековой католической святой, святой Вальпургии (Вальдбурги), жившей в VIII веке.
Однако ночь на 1 мая в европейском языческом календаре традиционно считалась датой одного из главных праздников. В эту ночь воспевалась весна, её живительная сила, окончательное возрождение после зимнего сна и плодородные силы, которые начинали бурлить именно с данного момента. В связи с этим данный праздник у многих народов был связан с оргиастическими ритуалами, когда снимались сексуальные запреты на внебрачные связи. Именно с этим исследователи связывают то обстоятельство, что шабаш ведьм в глазах людей Средневековья сопровождался обязательными оргиями и даже совокуплениями ведьм с являвшимся дьяволом. В современную же культуру поверье о Вальпургиевой ночи и шабаше ведьм на горе Брокен прочно вошло благодаря Гёте и его «Фаусту», в одной из сцен которого как раз и описывается подобный шабаш в ночь с 30 апреля на 1 мая.
Александр Бабицкий