Человек, который засунул голову в ускоритель заряженных частиц
Анатолий Бугорский, может быть, самый счастливый ученый всех времен. 13 июля 1978 года советский исследователь ремонтировал ускоритель частиц с пугающим названием «Синхротрон У-70». Когда он ремонтировал неисправную часть оборудования, он сделал ошибку, достойную Тима «Слесаря» Тейлора из сериала «Большой ремонт». В то время как он ковырялся в машине, Бугорски просунул голову внутрь ускорителя и прямо в протонный пучок.
Пучок протонов, состоящий из атомов водорода без электронов, часто используется, чтобы уничтожить раковые клетки, но только в тщательно контролируемых дозах - чуть более пяти грей («грей» - мера поглощенных доз ионизирующего излучения), как правило, может превратить человека в облученной тост. Когда луч встретился с Бугорским, он был около 2000 грей. Когда он вышел около левой части его носа, он был 3000 грей.
Проходя через его череп, протонный пучок прожег дыру в мозге Бугорского. В то время как это было безболезненно, он сказал, что был ослеплен вспышкой «ярче тысячи солнц». После того, как он, шатаясь, отошел от машины, левая сторона лица у него опухла до огромных размеров. Позже, кожа возле входной и выходной раны отошла, а Бугорски потерял слух в левом ухе. Однако этот гражданин пережил свой умопомрачительный опыт, возможно, потому что пучок протонов двигался почти со скоростью света.
Несмотря на свою удачу, Бугорский, в конце концов, потерял все нервы в левой стороне лица, став частично парализованным. Пучок протонов также повредил умственные способности Бугорского, хотя не так сильно, как можно было бы ожидать. Несмотря на свое увечье, Бугорский получил докторскую степень и до сих пор жив, доказывая, что потребуется нечто гораздо более серьезное, чем протонный пучок, чтобы одолеть русского мужика.
Художник, потерявший часть мозга
Джон Саркин, 35-летний мануальный терапевт, в один прекрасный день играл в гольф, когда что-то странное случилось у него в голове. Один из его кровеносных сосудов начал двигаться и в конечном итоге прижался к его слуховому нерву, спровоцировав оглушительный звон в ушах. Надеясь вылечить непрекращающееся жужжание, Саркин прошел странный тип хирургии в 1989 году. Его врач отделил нерв от капилляра при помощи куска тефлона, но, к сожалению, лечение вызвало обширный инсульт. Когда Саркин проснулся несколько недель спустя, он обнаружил, что у него пропал кусок мозга.
В связи с инсультом врачи вырезали кусок левой стороны мозга Саркина, вызывав полное изменение его личности. Внезапно у Джона появилось горячее желание рисовать, это желание полностью поглотило его жизнь. Когда он вернулся в свой кабинет хиропрактика, он делал случайные наброски между пациентами, рисовал причудливые формы, кактусы и странные лица. Во время ужина он мог перестать есть, чтобы записывать идеи, которые бились в его мозгу. Оказалось, что Джон переживает странное состояние, которое называется «внезапная художественная отдача», которое является настолько редким, что врачи записали только три случая, вызванных черепно-мозговой травмой.
Тем не менее, это повреждение мозга заставило бы большинство голодающих художников позеленеть от зависти. В 1993 году Саркин продал восемь своих картин журналу The New Yorker, бросил свой бизнес и открыл художественную студию. С тех пор работа Джона появились в The New York Times и The Boston Globe. Его историю приобрела продюсерская компания Тома Круза, и он был главным героем книги, написанной автором-обладателем Пулитцеровской премии. Если вы хотите купить одну из картин Джона, вам придется выложить более 10000 долларов за холст. Какими бы ни были побочные эффекты после инсульта, это оказалось довольно прибыльным.
Человек почти без мозга
Мало того, что мозг контролирует каждый аспект нашей жизни, он постоянно работает под интенсивным давлением, иногда в буквальном смысле. Например, история о безымянном французском гражданине, которая произошла в 2003 году и была опубликована в журнале The Lancet. Так как его личность держали в секрете, назовем его Жак.
Жак был женатым человеком с двумя детьми, он работал гражданским служащим в Марселе. Однажды в его левой ноге образовалась слабость, поэтому он посетил местную больницу. Когда врачи просмотрели его историю болезни, они узнали, что, когда Жак был ребенком, он страдал от гидроцефалии, которая вызывает накопление жидкости в мозгу. «Воду» откачали, но врачи решили сделать несколько сканирований и посмотреть, имела ли проблема Жака неврологический характер.
То, что они обнаружили, было удивительно. Большая часть головы Жака был заполнена жидкостью. Как правило, человеческий мозг защищен боковыми желудочками, такими структурами, заполненными спинномозговой жидкостью, которые действуют в качестве подушки для наших маленьких серых клеток. Жидкость все время течет через эти камеры, но в случае Жака, жидкость не сливалась. Со временем накопление вызвало набухание боковых желудочков, которые увеличились настолько, что его мозг стал плоским, как тонкий лист. Врачи оценили, что масса его мозга была сокращена на 50-70%, затрагивая области, отвечающие за движение, речь, эмоции, и все остальное.
Как ни странно, но Жак чувствовал себя прекрасно. И хотя его IQ был только 75, он не был умственно отсталым. У него была постоянная работа, он создал семью и не испытывал затруднений, взаимодействуя с другими. Со временем его мозг приспособился к давлению, и хотя у него было меньше нейронов, чем у большинства, Жак был все еще полностью функциональным человеком. Его нога пришла в норму. После того, как врачи вставили шунт и осушили жидкость, работа его конечностей нормализовалась. Тем не менее, его мозг был все еще довольно мал, что демонстрирует, что не нужно быть гением, чтобы работать на правительство.