Один из главных философских вопросов, мучающих человечество на протяжении многих тысяч лет до настоящего времени, обращён неизвестно к кому: есть ли судьба? Подтвердить или опровергнуть существование судьбы и её влияние на человека пыталось множество мыслителей. Некоторые из них считали, что им удалось доказать или опровергнуть, большинство же приходило к выводу, что судьба недоказуема, в неё остаётся лишь верить или не верить. Тем не менее, представления о судьбе играли значительную роль практически у всех цивилизаций и культур, включая и современную.
Высшая сила, предопределение, злой рок…
Прежде чем рассмотреть позиции различных цивилизаций по вопросу, есть ли у человека судьба и насколько он от неё зависит, нужно определиться с тем, что же такое сама судьба. При первой же попытке дать судьбе чёткое универсальное определение придётся обнаружить, что единого понимания судьбы в различные исторические эпохи и в разных культурных, философских и религиозных контекстах не существует. Наиболее распространено понимание судьбы как общемировой закономерности, включающей в себя последовательность событий и явлений со всеми живыми и неживыми объектами мира, имеющей заданный результат и не подлежащей изменению.
То есть судьба означает, что всё в мире будет так, как оно суждено заранее и никто не в силах этот заданный порядок изменить. Почему судьба сложилась именно таким образом, никто не может знать, это не подлежит осознанию и пониманию. Судьба распространяет своё действие одновременно на весь мир и на каждого участника его жизни в отдельности. Человек может лишь осознать существование судьбы, понять, что жизнь развивается в соответствии с этим глобальным планом – но повлиять на неё он не в состоянии. Хотя такое понимание судьбы является условной схемой, в чистом виде встречающейся нечасто. Судьба всегда имеет различные оттенки – она может быть поставлена в некоторую зависимость от поведения человека, или быть объявлена игрушкой в руках высших сил, или представлена как совпадение случайных факторов.
Жизнь: участие в спектакле или получение кредита?
Благодаря культурному осмыслению феномена судьбы различными народами выделилось несколько основных «функций судьбы», сформулированных современными культурологами. Характерно, что эти функции могут противоречить одна другой, что отражает различные представления о судьбе и о внутреннем наполнении.
- Во-первых, судьба может выступать как режиссёр, то есть активный творец, имеющий с самого начала чёткий замысел и цель и распоряжающийся «актёрами» для получения конечного результата.
- Во-вторых, судьбу видят как распределителя – то есть своего рода бесстрастный аппарат, который соединяет линии судьбы в произвольном порядке, не подчиняясь осмысленно логике. В данном случае судьба это механизм, создающий порядок, потому что отсутствие порядка есть хаос, то есть конец мироздания.
- В-третьих, судьба может быть судьёй, что выражается в назначении человеку того или иного варианта жизни в зависимости от его поступков, мыслей, желаний, врождённых предрасположенностей и тому подобного. При этом мифологические сюжеты , связанные с такой трактовкой судьбы, зачастую отличаются противоречивостью, так как в них человек приобретает те или иные качества и совершает поступки в соответствии с уже предназначенной ему судьбой. То есть награда или наказание свыше ему назначаются прежде того, как совершён подвиг или преступление.
- В-четвёртых, судьба характеризуется как ростовщик, дающий каждому человеку потенциальные способности, таланты и возможности проявить себя. Человеку даётся своего рода кредит: если он реализовал свои таланты, то долг считается погашенным, если же растратил дарования попусту или употребил их во вред, долг взыскивается с него с процентами (то есть его преследуют внешние несчастья и внутренняя дисгармония).
- В-пятых, судьба запросто может оказаться и просто игроком. Наиболее ярко этот образ запечатлён в римской богине Фортуне, которая запросто могла подбросить человеку сказочное везение, но могла и в один миг лишить всего вне зависимости от его достоинств и поступков.
Есть ли судьба: от античности до XXI века
Принято думать, что наиболее примитивные представления о судьбе были свойственны самым древним и наиболее отличающимся от европейской культуры цивилизациям. В действительности понимание судьбы как неизбежной и неизменяемой предопределённой реальности в наибольшей степени характерно как раз для античной Греции, ставшей колыбелью европейской цивилизации. Именно в Элладе сформировалось представление о судьбе как о плоде работы трёх богинь-мойр. Первая из них пряла нить человеческой жизни, вторая отмеряла её длину, а третья обрезала, то есть прекращала её. Повлиять на мойр, то есть изменить свою судьбу, продлить жизнь, выбрать её содержание человек не мог, всё было заранее обозначено и не подлежало воздействию даже олимпийских богов. Подобный взгляд на судьбу в различных вариантах сохранился по сей день и называется фатализмом.
Тремя с лишним тысячелетиями ранее такие взгляды присутствовали также на Древнем Востоке, например, у древних шумеров . Но вместе с тем восточное мировосприятие допускало возможность человека повлиять на свою судьбу. Так, в Древнем Египте уже появилось представление о том, что человек может и должен максимально соответствовать своей судьбе. Таким образом, судьба виделась в качестве благоприятной возможности, реализация которой зависела от самого человека. Не напрямую, разумеется, а через действия богов: боги могли оценить правильные мысли, поступки, слова и образ жизни человека и изменить его судьбу к лучшему, если она была неблагоприятной, или сделать её ещё более выгодной. Примерно такое же понимание судьбы свойственно традиционному китайскому мировосприятию: в философии конфуцианства «благородный муж» это тот, кто прилагает все усилия по соблюдению нравственных правил в рамках той судьбы, что ему уготована. Благодаря этому он может рассчитывать не только на благоприятные условия жизни, но и на пребывание в гармонии с самим собой.
Александр Бабицкий