Медики, психиатры и психологи сходятся во мнении, что к началу XXI столетия большинство человечества, проживающего в рамках промышленной и информационной цивилизации, подвержены различного вида неврозам, эмоциональным синдромам и психическим заболеваниям. Помимо того, что возросло число людей, признаваемых невменяемыми с медицинской точки зрения, так ещё и появилось множество пограничных состояний. Пограничное состояние наступает тогда, когда человек ещё способен отвечать за свои поступки и контролировать их, однако его неврологическое и эмоциональное самочувствие далеко от оптимального. К наиболее распространённым и опасным современным пограничным состояниям относятся навязчивые мысли, в психологии и медицине обозначаемые как обсессии.
Когда человек не хозяин своим мыслям
Сложность проблемы навязчивых мыслей становится наглядной с самого начала знакомство с этой темой, с попытки дать обсессии ёмкое исчерпывающее определение. Сделать это практически невозможно.
С одной стороны, обсессия это состояние, когда в свободном порядке, через непрогнозируемые промежутки времена у человека непроизвольно возникают нежелательные и неконтролируемые мысли, образы, представления. При этом человек осознаёт их нежелательный и нездоровый характер и пытается бороться с ними. То есть сохраняется трезвость сознания, человек не впадает в невменяемое состояние. С другой стороны, обсессия является неотъемлемой составляющей обсессивно-компульсивного расстройства, то есть синдрома, при котором человек пытается бороться с навязчивыми мыслями повторяющимися действиями, превращающимися в навязчивое поведение. Классический пример: у человека возникает устойчивое ощущение нечистоты, с которым он пытается бороться ожесточённым мытьём рук, даже если они определённо чистые.
Однако сама по себе обсессия не обязана сопровождаться компульсиями, это самостоятельное явление психической и мыслительной деятельности. С третьей стороны, навязчивые мысли нередко являются сопутствующим состоянием при различных психических отклонениях – так, они часто наблюдаются при протекании шизофрении. В итоге дать точное определение обсессии, выявить её клиническую картину и отделить от других психологических, эмоциональных и психических состояний сложно.
Принято считать, что при навязчивых мыслях, не являющихся начальной стадией обсессивно-компульсивного расстройства и составляющей психических болезней, человек сохраняет ясность ума, контролирует собственное поведение, но находится во встревоженном и депрессивном состоянии.
Он желает избавиться от негативных мыслей и образов, причём может делать это двумя способами – пассивным (переключиться на другие мысли, сконцентрироваться на каком-то виде интеллектуально или физической деятельности) или активным (вступить «в диалог» с мыслями и старается тем самым исчерпать те страхи, которыми обсессия вызвана).
Что лезет в голову
В настоящее время выделено несколько основных видов навязчивых мыслей:
- отвлечённые обсессии – выражаются либо в бесплодных навязчивых рассуждениях на любую теоретическую тему, либо в настойчивых нежелательных воспоминаниях. В первом случае человек впадает в состояние, когда запускается механизм логических рассуждений по поводу незначительного события. При этом рассуждения как бы крутятся на одном месте, они не могут прийти к окончательному выводу, за которым бы последовало решение осуществить какое-либо действие. В ходе размышлений сознание цепляется за всё новые и новые поводы для очередного витка философствований, так что человеку уже очень сложно остановиться;
- образные обсессии – выражаются в навязчивых сомнениях (человеку сложно разрешить для себя дилемму, правильно ли он поступил в том или ином случае, не забыл ли он сделать что-то важное или даже какой-то пустяк); в навязчивых опасениях (у человека появляется страх, что он сделал что-то неправильное или не сделал чего-то необходимого; учёные и медики спорят о границах между навязчивыми опасениями и фобиями); в навязчивых влечениях (овладевающих человеком страстных желаниях что-то сделать, причём это желание чаще всего носит опасный, абсурдный или аморальный поступок, однако никогда не реализуется на практике); в овладевающих представлениях (фантастические или противоречащие мировоззренческим установкам человека образы и идеи; часто это касается религиозной сферы, в которой у индивида возникают кощунственные или богохульные мысли);
- расстройства, касающиеся эмоциональной сферы (общий встревоженный, раздражённый и депрессивный фон), восприятия (негативное восприятие самого себя, окружающих, определённых явлений и предметов) и вегетативного состояния (на фоне постоянной тревоги и напряжения у человека могут возникнуть психосоматические расстройства – обильное потоотделение, повышение температуры тела, тахикардия, брадикардия, предобморочное состояние и тому подобное).
Неустановленные причины навязчивых мыслей
Серьёзность ситуации с распространением синдрома навязчивых мыслей усугубляется тем обстоятельством, что до сих пор не понятно происхождение данного состояния, не выявлены первопричины и механизм возникновения обсессии.
Сложилось три главных группы теорий, пытающихся объяснить происхождение навязчивых мыслей. Первая группа объединяется под общим названием «биологическая», так как выдвигает на первый план возможные физиологические и биохимические нарушения организма человека. К ним относится гипотеза о заболеваниях либо прирождённых функциональных и анатомических особенностях головного мозга и вегетативной нервной системы. Есть предположение, что обсессия порождена сбоем в биохимическом функционировании нервной системе, в частности, сбоем в обмене нейромедиаторов (серотонина, норадреналина, дофамина и прочих). Кроме того, существуют теории, предполагающие, что важную роль при появлении навязчивых мыслей играет генетическая предрасположенность или особая чувствительность нервной системы к поражению организма различными инфекциями, например, стрептококковой инфекцией.
Вторая группа гипотез называется психологической, так как объединяет в себе предположения, объясняющие обсессию сугубо психологическими причинами и механизмами. Их насчитывается с полдюжины, но наиболее известны группы психоаналитических теорий и теория русского физиолога Ивана Павлова и его школы. Психоаналитические теории объясняют навязчивые мысли как проявления пережитых в детстве сексуальных переживаний или травм, которые погружаются в область бессознательного, а затем проявляются в виде обсессий (Фрейд). Другое объяснение даёт школа Юнга, в интерпретации которой обсессия представляет собой разновидность психологических комплексов. Эти комплексы подсознание пытается изжить посредством возникающих навязчивых идей, однако человек не может правильно понять сигнал, поэтому они возвращаются снова и снова. Позиция школы академика Павлова гласит, что обсессия свидетельствует о нарушениях процесса возбуждения и торможения нервной системы и в этом плане она родственна состоянию бреда.
Наконец, третья группа теорий о происхождении навязчивых мыслей предполагает, что они возникают как реакция на социологические и культурные травмы в восприятии человеком окружающей действительности. Такими травмами могут быть чересчур строгое нравственное, обычно религиозное, воспитание, связанное с большим количеством запретов. Также это может быть неадекватная оценка окружающей обстановки и своей роли в ней, либо попадание человека в специфическую ситуацию и неспособность найти из неё оптимальный выход.
Александр Бабицкий