Наскальные рисунки животных: творчество не из любви к «братьям меньшим»
Наскальная живопись уже давно признана подавляющим большинством специалистов одним из наиболее ярких свидетельств способности древних людей к творчеству. При этом, что любопытно, основная часть наскальных рисунков посвящена различным животным. С одной стороны, это вполне объяснимый факт – потому что животные были для первобытных людей очень важны. С другой, вопросы о характере и значении наскальных рисунков, изображающих животных, до сих пор актуальны.
От почти каракулей до шедевров
Наскальные рисунки животных интересны, прежде всего, манерой их исполнения. Дело в том, что степень тщательности и искусности различных рисунков отличается весьма существенно, порой кардинально. Существует огромное количество наскальных рисунков, где животные изображены предельно схематично, практически на уровне каракулей современного трёхлетнего ребёнка. Складывается ощущение, что изображение имеет назначение не собственно изображения реального объекта, настоящего животного, а лишь крайне условного символа, которого было бы достаточно лишь для узнавания зрителем.
Однако предостаточно наскальных рисунков, причём более ранних по времени создания по отношению к «каракулям», техническое совершенство и художественная ценность которых мало чем уступает творениям художников эпохи Возрождения . В этих изображениях не только использованы разные цвета и с максимально достоверностью переданы черты тех или иных животных, но в них также присутствует мастерская передача движения или эмоциональной экспрессии. Хрестоматийным примером являются наскальные рисунки бизонов в пещере Альтамира. Кстати, существует загадка и относительно выбора «моделей» для наскальной живописи. Статистические сведения говорят о том, что чаще всего наскальные рисунки изображают именно бизонов, а также оленей, лосей, косуль, лошадей, диких кабанов. Чуть менее распространены, но также многочисленны рисунки мамонтов , медведей, носорогов. А вот изображения птиц, рыб и пресмыкающихся весьма редки.
Мотивы первобытного творчества
Во многом из этих вопросов о разности живописной манеры и специфичности выбора объектов изображения вытекает следующая проблема – смысловое наполнение наскальных рисунков животных. Наиболее популярной является версия о том, что наскальная живопись носила религиозно-магический характер. В этом отношении схематичные рисунки животных вполне логичны: потому что если изображения, например, промысловых животных или непосредственно сцен охоты должно было каким-то магическим образом воздействовать на исход реальной охоты, то достаточно было лишь узнаваемого символа животного. Тогда же объясняется и редкость изображения рыб, которые составляли не менее половины рациона питания первобытных людей: рыбалка в реках, озёрах и в прибрежных морских водах не была столь опасна и трудна, как охота на крупного зверя, так что магическая помощь требовалась гораздо реже.
Что же касается тщательно выполненных и почти совершенных в художественном плане рисунков животных, то они могут объясняться двояко. Во-первых, это могут быть случаи творческого самовыражения первобытных художников, которые стремились не только выполнить «социальный» заказ на магические рисунки, но и проявить свои способности. Во-вторых, животные могли изображаться не только как объекты охот, но и как своего рода божества, которым поклонялись – не случайно потому что для первобытных племён характерно установление сверхъестественной и родственной связи с теми или иными животными. А изображения не потенциальных жертв, а объектов поклонения уже в большей степени требуют художественного совершенства. Кроме того, существуют и другие истолкования наскальных рисунков животных такие изображения могли быть своего рода наглядными пособиями для подрастающих поколений, а также визуальными обозначениями границ владений того или иного племени.
Наскальные рисунки как фотографии каменного века
Пещерная живопись имеет для современных учёных не только символическое значение, она не только сообщает определённые сведения о религиозных верованиях или развитии образного мышления наших предков. Хотя этот элемент тоже весьма важен: ведь нередко наскальные рисунки животных соединены с орнаментов из так пока и не расшифрованных символов. Также встречаются и изображения существ, которые обладают одновременно признаками и тех или иных животных, и человека. Значение этих антропоморфных изображений до сих пор спорно: кто-то говорит о представленных духах и божествах, кто-то видит переодевшихся для ритуалов шаманов, а кто-то называет их инопланетянами .
Однако нередко, в случае высокого уровня художественного исполнения, наскальные рисунки животных являются настоящими фотографиями времён каменного века, которые позволяют увидеть тогдашний мир современным людям. Так, благодаря рисункам в пещере Альтамира впервые стало известно, что на территории Испании обитали бизоны, предки европейских зубров. По наскальным рисункам в Сибири стало окончательно ясно, что здесь в доисторические времена обитали шерстистые носороги, и установлено, как они выглядели. Кстати, в Сибири также встречаются и необъяснимые рисунки – например, существа, подозрительно похожие на двугорбых верблюдов. А именно благодаря наскальным рисункам в Центральной Сахаре было установлено, что несколько тысяч лет назад самая великая пустыня мира была вполне процветающим в прямом значении слова местом и в ней обитали самые различные животные. По наскальным рисункам животных была даже составлена периодизация, отражающая изменения климата и занятий человека: период древнего буйвола (10-8 тысяч лет назад); период домашнего быка (5,5 тысяч лет назад); период лошади (3,5 тысячи лет назад); период верблюда (начиная со II века до нашей эры).