Наскальные рисунки: развлечение, магический инструмент или что-то ещё? - Франция

наскальные рисунки Франция

Наскальные рисунки: Франция и здесь на почётном месте

Франция способна похвастать богатейшими традициями как в истории, так и в культуре, причём начиная с самых древних времён. На территории Франции находится ряд ключевых исторических памятников, важных для изучения и понимания Европы каменного века. Одной из главных составляющих в этом плане являются пещеры с многочисленными и во многом обладающими уникальными характеристиками наскальными рисунками.

 

Пещера Ласко – художественная галерея каменного века

наскальные рисунки ФранцияГлавным памятников наскальной живописи во Франции является, без сомнения, знаменитая пещера Ласко, которую специалисты называют настоящим художественным музеем доисторической древности. Пещера расположена на левом берегу реки Везер, протекающей на юго-западе Франции, в департаменте Дордонь. Эта пещера была обнаружена лишь в 1940 году, до того многими веками или даже тысячелетиями находясь в «законсервированном» виде, что, видимо и определило сохранность находящихся в ней наскальных рисунков. Учёные установили, что пещера использовалась в период между 20 тысячами лет и 17 тысячами лет назад, скорее всего, в качестве святилища. Сложная система подземных залов и проходов получила свои названия: «зал быков» (ротонда), осевой проход, «пассаж», «неф», «апсида, «колодец», «кошачий лаз».

В «зале быков» изображены не только быки, здесь представлены также рисунки лошадей, оленей и даже медведя, однако именно изображения быков производят наибольшее впечатление – они представлены наиболее красочно, к тому же имеют огромные размеры, около 5-6 метров. Осевой проход, или осевая галерея, также расписаны несколькими группами животных, среди которых снова быки, лошади, коровы, олени. При этом интересно присутствие изображённых с помощью орнамента своеобразных пут, которые соединяют большинство животных. Заканчивается осевая галерея так называемым Львиным тупиком, на стенах которого находятся несколько изображений крупных представителей семейства кошачьих.

В плане интересных наскальных композиций особенно интересна «апсида» - в этой зале на ограниченной площади стен насчитали около тысячи рисунков, которые зачастую накладываются друг на друга. К тому же здесь снова обнаруживается сложный орнамент из таинственных символов, значение которых, как и смысл самого орнамента, до сих пор не разгадан. Здесь же находится один из наиболее знаменитых наскальных рисунков во всём мире: композиция, где на земле лежит поверженный человек, рядом его охотничье оружие, над ним стоит раненый бизон, а с «места происшествия» удаляется носорог. Смысл и событийное наполнение этого рисунка до сих пор обсуждаются.

Детское творчество во французских пещерах

наскальные рисунки ФранцияПещера Ласко это, конечно, главная жемчужина палеолитического искусства не только Франции, но и, пожалуй, всей Европы, однако страна в плане наскальной живописи может похвалиться не только этим уникальным памятником. Так, в том же департаменте Дордонь расположена пещера Руффиньяк, которая носит неофициальное название «пещеры тысячи мамонтов» благодаря множеству изображений этих древних и исчезнувших животных. Однако в последнее время эта пещера стала известна благодаря другому обстоятельству. С помощью методики определения возраста и пола человека по отпечаткам пальцев, созданной английскими специалистами, удалось определить, что часть так называемых пальцевых узоров в пещере Руффиньяк создано детьми в возрасте от трёх до семи лет. Причём наиболее активной художницей была девочка пяти лет, оставившая в мягких известняковых стенах наибольшее количество узоров. Первоначально наличие детских пальцевых узоров попытались объяснить обычным баловством маленьких детей, которым нечем было заняться и они из любопытства создавали эти узоры. Но наличие в пещере Руффиньяк отдельной залы, стены которой покрыты исключительно детскими пальцевыми узорами, означает возможность того, что в данном случае имел место некий особый ритуал.

Вокруг другого французского памятника наскальной живописи, обнаруженной менее двадцати лет назад пещеры Шове, разгорелись отчаянные научные споры. Дело в том, что анализ возраста рисунков, отличающихся удивительным художественным мастерством и ценностью, показал, что они создавались в период 40-30 тысяч лет назад. Это вошло в противоречие с представлениями о том, что со временем художественные способности человека разумного и его визуально-пространственные представления совершенствовались – потому как более молодые наскальные рисунки, которым 15-20 тысяч лет, существенно уступают по качеству рисункам из пещеры Шове. Так что уже были выдвинуты предположения и об ошибке в датировке, и о фальсификации. Впрочем, сторонники древнего возраста этих палеолитических шедевров не сдаются и отстаивают свою правоту.

Есть ещё и по-своему уникальная пещера Ла-Марш, в департаменте Вьенна на западе страны. Здесь, наряду с традиционными изображениями животных, имеется и полторы сотни изображений людей, что само по себе необычно для наскальной живописи каменного века. Кроме того, загадка в том, что люди эти по своему виду очень напоминают современных людей, так как облачены в одеяния, похожие на одежду XX века. Часть учёных скептически относятся к подлинности эти рисунков, другие же уверенно называют их древними и определяют их возраст как минимум в 14 тысяч лет.

Александр Бабицкий


 
Самое обсуждаемое
Слово полтергейст пришло к нам из немецкого языка, в переводе оно означает «шумный дух». Случаи
Почти всегда, когда говорят о цунами, подразумевают морские (чаще всего - океанские) цунами,
Всем или почти всем из нас хочется знать, что же будет там, за гранью, ждёт ли там ещё какая-то,