Учитывая то, как часто зритель жалуется на сиквелы, римейки и общее отсутствие оригинальности в Голливуде, действительно не стоит удивляться, что совпадения используются так часто, даже в отличных фильмах. И это имеет смысл - совпадения являются удобным инструментом сценария. Тем не менее, сегодня достигнута точка, где, как Голливуд, так и зрители, беспрекословно принимают определенные смехотворно-невероятные события.
Герой и злодей по необъяснимой причине обладают одинаковыми способностями
Забудьте на минуту все эти стереотипы об отношениях отца и сына, и посмотрите на отношения Дарта Вейдера и Люка Скайуокера. В возрасте девяти лет Вейдер строил свой протокольный дроид, побеждал в соревнованиях и преуспевал на своем пути становления (злым) Джедаем. После двадцати он уже был очень опытным пилотом и обладал потенциалом мастера-джедая. Обучение Люка, с другой стороны, состояло из некой расплывчатой ерунды старика в землянке и нескольких часов общения с определенно маразматическим Йодой в болоте. Нет совершенно никаких причин надеяться, что Люк победит своего отца с такой подготовкой.
И все же он побеждает, потому что очевидно единственный способ торжества добра над злом, который зрители могут понять, это если они конкурируют в равных условиях, хотя это редко бывает в реальной жизни. (Аль Капоне был арестован за уклонение от уплаты налогов, а не за шантаж, убийства, вымогательство, которыми он занимался). Люк должен был победить Вейдера, сплачивая покоренные планеты, чтобы подняться и победить Империю одним только количеством, а не сражением один на один с мастером меча. Возможно, это можно объяснить загадочностью Силы и чрезмерной уверенностью императора Палпатина.
Тогда обратите внимание на фильм «Парень-каратист». Главный герой Дэнни, как становится понятным, не так уж умен, как может показаться в начале фильма. Вместо того чтобы совершать умные поступки и развивать навыки, которые бы впечатлили Али и которым Джонни, его противник, никогда не смог бы научиться, он идет прямо в додзё Джонни и соглашается на вызов в его виде спорта. При разумном положении вещей Дэнни получил бы свою победу на блюдечке с голубой каемочкой. Но вместо этого он каким-то загадочным образом обучился каратэ и превзошел уровень мастерства Джонни в течение всего одного фильма. Вероятно, было бы меньше хлопот, если бы он просто подбросил наркотики в шкафчик злого каратиста Джонни, но тогда фильм назывался бы уже по-другому.
Одну и ту же картину можно наблюдать во многих фильмах. Если герой сражается на мечах, злодей тоже. Если плохой парень будет стрелять, так же поступит и хороший парень. Иногда, как в «Бэтмэн: начало», герой и злодей имеют аналогичные исходные данные, и в этом больше смысла. В других случаях это не выглядит логично и убедительно.
Как это возможно, что Шерлок Холмс, детектив, и Мориарти, профессор, имеют одинаковую подготовку в рукопашном бое? Как если бы декоратор и профессиональный сноубордист объединились, чтобы построить подводную лодку военного класса. И никто, похоже, не использует полный набор своих способностей во время фильма, а вместо этого полагается на финальную битву, втискивая в нее все свои умения, чтобы все выглядело более злобно.
Люди слышат разговоры, только когда они жизненно важны
Подслушивание является самым искусственным приемом написания сценариев - его легко провернуть, сложно запутаться, и люди так привыкли к нему, что никто даже не заметит, насколько это нереалистично. Практически в каждой сцене в туалете, в каждом фильме, кто-то подслушал часть информации, которая меняет ход фильма. Сравните это с количеством раз, когда вы сами кого-то подслушали и услышали что-нибудь полезное, что бы то ни было, в общественном туалете. Можно пойти еще дальше и назвать количество раз, когда вы подслушали кого-нибудь, и сказанное им диктовало бы ваши дальнейшие действия. Наверняка эти разы равны нулю. Но на экранах демонстрируются целые сериалы, действие которых зависит от подслушанных важных сведений.
Вся трилогия «Назад в будущее» держится на цепи легко происходящих подслушиваний, которые случаются в «Назад в будущее 2». Дженнифер прячется в шкафу своего будущего дома, подслушав разговор об автомобильной аварии, которая разрушила музыкальную карьеру Марти. Вооружившись этими знаниями, она может уберечь Марти от аварии в «Назад в будущее 3». Позже Марти скрывается под столом на празднике, где он подслушивает дружков Бифа, угрожающих избить Марти на сцене, что позволяет ему вмешаться в действие и спасти другого себя от разрушающего историю избиения.
Даже если он в основном играл вторую скрипку при Фродо в течение всех 42600 часов трилогии «Властелин Колец», Сэмуайз Гэмджи обеспечил, возможно, одну из самых запоминающихся линий сюжета, когда он отрицал какое-либо подслушивание со своей стороны. Зритель действительно имеет небольшое представление о Сэме до этой сцены, он мог бы с тем же успехом подслушать рецепт пирога со свининой, который всем известен. В результате Гэндальф заставил его идти в многомесячное путешествие, где нечего было есть, кроме эльфийских крекеров. Сэм, конечно, спас весь мир в «Возвращении короля», чего никогда бы не случилось, если бы он не шпионил за своим другом, как вдова-соседка.