Бирма – временные перипетии

БирмаКолониальный режим окончательно утвердился в Бирме в 1885 году. Народные восстания, движения национальных меньшинств жестоко подавлялись новыми правителями Бирмы. Английское владычество принесло с собою гнет, разрушение, насилие. Бирманцы потеряли не только национальную и государственную независимость, они лишились права жить, мыслить, чувствовать по-бирмански.

alt

Начало 20-го века

тяготы БирмыНачало XX века ознаменовалось в Бирме полным засильем всего английского: в государственных учреждениях говорили и писали только по-английски, в лавках торговали только английскими товарами, книжный рынок наводняла развлекательная английская литература, в крупных городах бирманский классический театр был вытеснен низкопробными представлениями английских опереточных трупп. Но самыми горькими оказались плоды «британизации» в области образования. Воспитанные в английских колледжах, бирманские юноши под влиянием идеологии британцев становились врагами родного народа: они сознательно нарушали национальные обычаи и законы, с презрением отворачивались от своей культуры, брезгливо сторонились всего бирманского, стыдясь даже собственного происхождения.

 

Однако и в столь тяжелых условиях бирманский народ продолжал бороться за свои национальные права.

Первоначально возглавляли эту, не всегда последовательную и подчас плохо осознанную борьбу различные буддийские организации, монастыри, монахи-проповедники.

Буддизм получил распространение в Бирме еще в XI-XII веках, его влияние сказывалось в области литературы, искусства, образования, даже государственного устройства Бирманской империи. В годы английского завоевания борьба за сохранение в чистоте заветов Будды нередко воспринималась бирманцами как попытка освободиться от иноземного влияния. Определенные круги бирманской интеллигенции видели в буддизме силу, которая смогла бы возродить бирманскую культуру, национальную самостоятельность. В свое время не избежали этого заблуждения и такие выдающиеся деятели бирманской литературы.

религия в БирмеВ первые десятилетия XX века бурная деятельность проповедников-буддистов, многочисленных монастырей и буддийских ассоциаций значительно ослабляла боевую активность народных масс.

Положениям буддийской религиозной системы чужд дух протеста и борьбы. Проповедуя равенство и мир между людьми, побуждая их к отречению от мирских благ, изображая смерть как перерождение в более высокое или более низкое существо (в зависимости от заслуг человека в прежней жизни), буддизм воспитывал в массе верующих не только терпимость, кротость, взаимную любовь, но и смирение, пассивность, отказ от всякой борьбы за свои права. Религия призывала своих последователей забыть о сословных различиях, об имущественном неравенстве. Насильственное уничтожение сословного неравенства буддисты считали неправедным и греховным. Религия учила безропотно сносить несправедливости настоящего.

Эти положения буддизма, некогда отвечавшие интересам господствующих классов Бирманской империи, оказались необычайно выгодными и для новых угнетателей бирманского народа - английских колонизаторов. Они препятствовали развитию самобытной бирманской культуры, стремясь укрепить в Бирме свои позиции, неуклонно борясь с идеями возрождения суверенной Бирмы. В области религии британские колонизаторы были крайне терпимыми: сохранялись школы в буддийских монастырях, разрешалось богослужение в храмах, беспрепятственно бродили по стране буддийские монахи. Неожиданно для бирманцев буддийское учение стало сообщником их врагов. В борьбе бирманского народа за национальную независимость буддизм сыграл отрицательную роль: он ослаблял решимость широких народных масс с оружием в руках выступить против английских поработителей, сковывал действия повстанцев, внося в их ряды раскол, суля адские муки за сопротивление властям. Вот почему довольно легко подавлялись колонизаторами восстания крестьян и горожан, проходившие под лозунгом «мйнлаунг».

трудности БирмыИ должны были пройти долгие годы, прежде чем развернулась по-настоящему активная и широкая политическая борьба против британского колониализма, прежде чем в среде бирманской интеллигенции раздались голоса протеста и появились обличающие английских угнетателей произведения Такинга Коудо Хмайнга или полные гражданского мужества рассказы писателей прогрессивного литературного направления «кхисанг» (20-30-е годы XX века).

В начале XX века патриотически настроенная бирманская интеллигенция все еще пыталась отстаивать национальную культуру с позиций буддизма, видя в его философии и религиозных догматах средство борьбы с колониальной идеологией, средство духовного возвышения личности. Многие бирманские писатели этого времени искали нравственный идеал в установлениях древних философов-буддистов, стремились изобразить в своих произведениях положительного героя, «истинного бирманца», как образцового последователя Будды. Этот добродетельный и благонравный герой должен был служить примером читателю и противостоять персонажам из сочинений развлекательного характера - как переводных, так и оригинальных, - которые получили тогда значительное распространение в Бирме.

alt

Язык

официальный язык в БирмеМертвый древнеиндийский язык пали, пришедший в Бирму вместе с буддийской религией, долгое время служил литературным языком, на котором писались религиозно-философские трактаты, проповеди, поэтические произведения, велась официальная придворная и монастырская переписка. Национальный литературный язык начал формироваться в Бирме только в XV веке, мало-помалу он вытеснял язык пали из поэзии, затем из драматургии и прозы и, наконец, из научных сочинений.

К XVIII столетию в Бирме складывается свой литературный язык, который используется первоначально при переводе с пали буддийских джатак — фантастических повестей о перевоплощениях Будды, а потом и при создании оригинальных художественно-беллетристических произведений.

alt

Вперед - в будущее!

Мандалай - последняя столица Бирманской империи. Символ былого могущества свободной страны, несокрушимая цитадель буддизма, плодородное поле, где возделывались ростки будущего. Мандалаю противостоял Рангун - город, хотя и великий, почитаемый и прославленный, однако уже зараженный болезнью «британизации», живущий дурно, не по-бирмански.

Британское управление закончилось лишь в середине прошлого века. К духовной свободе от чуждых воздействий привел праведный путь религии, путь, указанный наставниками прошлого. Народ никогда не вступал в активную борьбу с захватчиками, не старался одолеть их физически, важнее была победа духа. Во имя этой победы нужно было отдать все святому делу Будды; всегда помнить заповеди, крепить веру и сплачиваться вокруг буддийской общины. Этой дорогой надлежало идти всякому преданному буддисту, на этот путь должен был вступить и весь бирманский народ. Ремесленники, торговцы, городские служащие, ученые-монахи - вот они, истинные буддисты, хранители традиций старины. Этим людям принадлежало будущее, им суждено было воссоздать новую, свободную Бирму.


 
Самое обсуждаемое
Всем или почти всем из нас хочется знать, что же будет там, за гранью, ждёт ли там ещё какая-то,
Почти всегда, когда говорят о цунами, подразумевают морские (чаще всего - океанские) цунами,
Слово полтергейст пришло к нам из немецкого языка, в переводе оно означает «шумный дух». Случаи