Тема языческой древней культуры в последнее время стала не столько сферой деятельности учёных, сколько полем всевозможных спекуляций. Особенно же много сенсационных «открытий» и «разоблачений» касается всего, что так или иначе связано с мистикой. И в этом отношении языческие обереги сегодня у многих на слуху. Хотя по сравнению с древностью их значение всё-таки не дотягивает до прежнего уровня.
Оберег как средство связи
Многим известно, что оберег – это, по сути, синоним амулета и в этой связи основной его функцией является защита человека, владельца оберега, от опасностей физического и сверхъестественного свойства. Однако этим предназначение оберегов не ограничивалось – эти предметы также были для людей средствами своеобразной связи с миром духов и богов. Чтобы понять это, нужно представлять особенности языческого мышления, для которого все явления мира были проявлениями деятельности тех или иных сверхъестественных существ. Действия этих существ почти всегда влияли на жизнь и судьбу людей, поэтому древние язычники были заинтересованы в том, чтобы иметь определённую связь с другим миром. Связь эта осуществлялась посредством магических ритуалов и артефактов, одними из наиболее действенных и важных были обереги.
Именно поэтому языческие обереги почти всегда были посвящены конкретному божеству – если человек стремился получить защиту от какого-либо рода опасности, ему нужно было «договориться» с конкретным божеством, в чью компетенции входили те или иные сферы жизни. Человек же должен был всегда иметь при себе «техническое устройство», с помощью которого он мог бы принять магическую помощь и защиту того бога, с которым он «договорился о сотрудничестве». Именно такими магическими техническими устройствами и были языческие обереги, именно в силу этих соображений обереги и стремились никогда не снимать и всегда иметь при себе – в вещах, в одежде, а лучше всего прямо на теле. Если оберег находился вне непосредственного контакта с человеком, то пользы от него, даже если он правильно изготовлен и «заряжен» на особом ритуале, не было никакой. Вот почему языческие обереги были столь важны для людей древности – это был одновременно и их спасательный круг, и средство вызова волшебной помощи в экстренных ситуациях.
Широта использования
Другой стороной использования языческих оберегов являлась определённая будничность и многосторонность. Разумеется, существовали обереги как отдельная разновидность особых предметов, которые нельзя было ни с чем спутать. Таковы, например, знаменитые скандинавские амулеты в виде Мьёлльнира – легендарного молота, оружия бога-громовержца Тора, которым он, собственно, и высекает молнии. Форма этих языческих оберегов настолько своеобразна, что их невозможно спутать с другими предметами. Но при том, что существовали и такие, «несомненные» обереги, множество оберегов в настоящее время представляют сложность для исследователей. Учёные в немалом количестве случаев просто затрудняются сказать, является тот или иной предмет, обнаруженный ими в ходе археологических раскопок, оберегом , имеет ли он мистическую функцию или это обычная бытовая вещь, никакого иного назначения, кроме практической, не имевшая.
Это связано с той самой особенностью языческих оберегов – они должны были находиться с человеком постоянно, чтобы он всегда находился под магической защитой и находился, как бы на прямой связи с божеством или духом. Учитывая то, что защита человеку с языческим пониманием мира требовалась в буквальном смысле со всех сторон, количество оберегов, которое он должен был иметь при себе, было весьма значительным. Если бы все обереги имели специальный характер, то есть не имели практического применения, это серьёзно осложняло бы жизнь древних язычников. Во многом и поэтому функции оберегов стали выполнять вполне практичные бытовые предметы – застёжки на плащах, браслеты, кольца, перстни, оружие, предметы одежды и тому подобное. Чтобы сделать, скажем, из рубашки или ножа оберег, достаточно было провести над ним специальный обряд и нанести на них магические символы – на одежду в виде вышивки, на нож в виде чеканки или тому подобного. Поэтому современные учёные зачастую и вынуждены гадать, являются ли символы на сохранившихся старинных предметах просто элементом украшения или они имели ритуальный характер и превращали вещь в языческий оберег .
Александр Бабицкий