Разумеется, главным ущербом от любого стихийного бедствия являются унесённые человеческие жизни. Однако не стоит забывать и о других негативных результатах разгула природных сил, о разрушении зданий, сооружений, инфраструктуры, объектов культурного и религиозного наследия. В конечном итоге эти разрушения будут иметь непосредственное влияние на жизни людей. В этом плане последствия землетрясения в Непале , поколебавшего страну в конце апреля – начале мае 2015 года, весьма масштабны и разрушительны.
В «минусе»: миллиарды долларов, жемчужины культуры, альпинизм
Когда речь идёт о последствиях столь крупных катаклизмов, как землетрясение в Непале, нужно понимать, что подсчёт убытков это долгий и сложный процесс, зачастую растягивающийся на годы. Землетрясение ещё не закончилось, страну ещё продолжали сотрясать мощные афтершоки, ещё впереди было два довольно серьёзных подземных толчка – а правительство Непала уже сообщало о том, что полностью разрушено более 2 тысяч жилых домов, а серьёзные повреждения получили свыше 5 тысяч домов.
Что касается разрушений в эпицентре землетрясения, охватывающего область радиусом в несколько десятков километров вокруг непальской столицы, Катманду, то они близки к абсолютным. В этих районах не уцелело практически ничего, в руины превратились более 90% зданий. Учитывая это, правительственные и независимые международные эксперты называют возможную сумму ущерба от землетрясения в Непале, эквивалентную сумме до 10 миллиардов долларов.
Впрочем, никакими экономическими и финансовыми эквивалентами не отобразить тот культурный ущерб, который страна потерпела в результате мощных подземных толчков. Стёрты с лица земли многие архитектурные исторические сооружения, бывшие символами Непала и внесённые в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Разрушена возвышавшаяся над Катманду на 62 метра башня Дхарахара, построенная в первой половине XIX столетия и перестроенная после предыдущего мощного землетрясения 1934 года. По сути больше не существует уникальный ансамбль площади Дурбар в Катманду. Серьёзным разрушениям подверглась настоящая сокровищница непальской культуры, искусства и истории, древний город Бхактапур, известный множеством культовых зданий и сооружений. Наполовину разрушен знаменитый храм Сваямбунатх (Обезьяний храм) на окраине Катманду. Большой ущерб понесли монастыри, принадлежащие к линии Кагью, одной из школ тибетского буддизма.
Серьёзный удар землетрясение 2015 года нанесло не только культурному прошлому, но и экономическому будущему Непалу. В немалой степени это связано с неизбежным сокращением доходов государства от туризма и альпинизма. Около 80% территории страны находятся в Гималаях, именно здесь располагается самая высокая гора в мире, Эверест (Джомолунгма), а также ещё несколько вершин высотой «за» 8 тысяч метров. Спровоцированные землетрясением и последующими подземными толчками горные лавины обрушились на многочисленных альпинистов. Число погибших горовосходителей уже приблизилось к сотне, ещё сотни человек значатся пропавшими без вести.
Полностью уничтожены альпинистские маршруты (оборудованные тропы, базовые и временные лагеря), альпинистский сезон 2015 сорван и перспективы альпинизма в Непале туманны.
Никто не виноват: но что делать?
Для страны, валютные поступления в бюджет которой в значительной степени формировались из денег туристов и альпинистов, это плохие новости. Тем более, что валюта очень понадобится для преодоления последствий землетрясения и восстановления экономико-хозяйственной жизни Непала.
Международное сообщество оказало помощь на стадии спасательно-поисковых работ после землетрясения: в Непал прибыли профессиональные отряды по реагированию на чрезвычайные ситуации из многих стран мира, в том числе из Японии, США, России, Австралии и других. Однако восстанавливать экономику непальцам придётся самостоятельно. Максимум, на что готовы другие страны, это профинансировать меры первой необходимости по недопущению возникновения в Непале эпидемий инфекционных заболеваний, смертей от голода и недостатка медицинской помощи.
Буквально через два дня после начала землетрясения ООН опубликовала программу международной помощи, стоимость которой была определена в 423 миллиона долларов. Между тем в середине мая генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун отметил, что даже на эту программу немедленного реагирования собрано пока что всего лишь 60 миллионов долларов, то есть менее 15%. Непальские власти обещают в течение двух лет восстановить транспортную сеть, линии коммуникаций, электростанции, а также государственные учреждения (школы, больницы, университеты, муниципальные здания).
На широкую помощь населению в восстановлении жилых домов у государства денег нет. Только первая стадия восстановительных работ потребует расходов на 2 миллиарда долларов, а в бюджете на эти цели нашлось лишь 200 миллионов. Внешнеэкономические займы у других государств и международных финансовых институтов неизбежны. Максимум, чем может помочь государство, это предоставить кредиты не более 25 тысяч долларов под 2% годовых тем семьям, дома которых были уничтожены землетрясением. Полная стоимость восстановления всех разрушенных объектов пока не уточнена.
Александр Бабицкий