5. Землетрясение на Крите, 365 год н.э.
Подводное землетрясение сотрясло побережье Крита утром 21 июля 365 года н.э. Магнитуда землетрясения, по оценкам, составила 8 по Шкале моментальных магнитуд. Вскоре за ним последовали цунами, которые разрушили многие области восточного средиземноморского побережья, в частности центральную и южную Грецию, северную Ливию, Египет, Кипр и Сицилию. На Крите были разрушены почти все города и поселения. Цунами, вызванное землетрясением, имело далеко идущие последствия для Ливии, дельты Нила и Александрии, и в некоторых сообщениях утверждалось, что корабли выбрасывало на землю на 3 километра.
Это событие, кажется, стало самым сильным из всех землетрясений, которые случались в этой области, а в последние годы появились свидетельства того, что между 4-м и 6-м веками н.э. в этом регионе произошел ряд землетрясений.
В результате землетрясения гигантской силы, весь Крит поднялся на 9 метров, и, возможно, это вызвало реактивацию многих окружающих границ плит, что привело к дальнейшим землетрясениям в этом районе. Это землетрясение, видимо, было сильнее, чем любые современные эквивалентные землетрясения, если верить тому, что в глубинах внутри корковых зон, окружающих место землетрясения, образовалось давление. Источником катастрофы стала Эллинская впадина, и недавние исследования предполагают, что землетрясения такой магнитуды происходят приблизительно каждые 5000 лет.
Это землетрясение имело большое значение, поскольку произошло как раз на пороге заката Римской Империи, когда христианская вера становилась самой сильной западной религией. Многие записи об этом землетрясении сомнительны, так как осложнялись различными тенденциями описывать природные катастрофы как божественный ответ, вмешательство или предупреждение в ответ на политические, материальные или религиозные события. По мере того как старая языческая религия вытеснялась, рос антагонизм по отношению к христианской религии. Писатели, принадлежавшие обеим религиям, подстраивали свидетельства под свои догмы, оставив только частичные свидетельства во многих регионах, где доминировало христианство.
Философ Ливаний и церковный историк Созомен соединили великое землетрясение 365 года н.э. с другими, менее сильными, чтобы представить его как проявление божественного гнева или печали, в зависимости от точки зрения, по поводу смерти императора Юлиана, который двумя годами раньше попытался восстановить языческую религию.
Однако, к счастью, мы имеем не только эти две точки зрения, и есть многочисленные ссылки на это землетрясение в других источниках. Например, известно, что город Курион на острове Кипр подвергался пяти сильным землетрясениям за восьмилетний период, и был полностью разрушен во время землетрясения 365 года н.э.
Это землетрясение также имеет значение для первых документированного и точного описания того, как действует цунами . Это первое письменное свидетельство, определяющее и описывающее три фазы образования цунами. Оно связывает начавшееся землетрясение, неожиданное отступление моря и гигантскую волну, которая поднядась и накатила на землю. Это было описано римским историком по имени Аммиан Марцеллин, который сообщил нам дату и время событий, а также, кажется, не был подвержен религиозной борьбе того времени между язычниками и христианами.
Как дань уважения и памяти, город Александрия ежегодно отмечала так называемый «день ужаса», вплоть до 6 века н.э.
4. Землетрясение в Антиохии в 526 году н.э.
Всего через четыре тысячелетия после предыдущего сильного землетрясения мы снова возвращаемся к Антиохии и новому землетрясению, которое разрушило эту местность. Прошлое землетрясение в 115 году унесло жизни приблизительно 260 000 человек, а новое убило не менее 250 000 человек. Это яркий пример того как гордыня преобладает над разумом. Полмиллиона людей погибло в течение 400 лет в том же самом месте, и используя те же самые строительные материалы.
Землетрясение произошло между 20-м и 29-м мая 526 года н.э., и его магнитуда оценивалась более чем в 7 по Шкале моментальных магнитуд. Разрушение усилилось пожаром, вызванным землетрясением, который уничтожил почти весь город.
Как и в случаях менее сильных землетрясений, эта область испытывала его последствия в течение следующего года, и они были достаточно сильными, чтобы вызвать сильное разрушение, включая то, что порт Селевкия Пиерия поднялся на один метр.
Землетрясение разрушило многие важные здания, включая «Золотой дворец» императора Нерона, построенный на реке Оронт. Предполагается, что повреждений избежали только дома, скрытые в тени горы за Антиохийской гаванью. Среди многочисленных жертв был патриарх Антиохии Евфрасий, который погиб, упав в котел, который использовали для изготовления винных бурдюков, и только его голова осталась необожженной.
Восстановление Великой Церкви и многих других зданий заплатил Юстин 1-й Константинопольский, а надзирал за ним патриарх Ефрем. По стечению обстоятельств, которые можно объяснить несчастным случаем или иронией судьбы, многие из восстановленных и обновленных религиозных или правительственных зданий в Антиохии были разрушены новым мощным землетрясением в ноябре 528 года н.э., хотя на этот раз потерь было намного меньше.