Ни одна из болезней не может быть приятной и желательной, в какой бы лёгкой форме, без осложнений и болезненных ощущений она не протекала. Потому что любая болезнь – это нарушение нормального функционирования организма, временное прекращение полноценного образа жизни и весьма вероятные негативные последствия в будущем. Но существуют недуги, которые профессиональными медиками и всем обществом расцениваются как особенно вредные и тяжёлые. К числу таковых относятся особо опасные инфекции, число которых пока что ограничено, но при этом имеется неприятная тенденция к его увеличению.
Убийственная комбинация: тяжёлая болезнь плюс эпидемия
Повышенная опасность заболеваний объясняется совпадением в них сразу трёх факторов.
- Во-первых, они характеризуются высоким процентом летальных исходов и тяжёлыми последствиями для здоровья выздоровевших.
- Во-вторых, для таких заболеваний свойственна быстротечность – с момента постановки диагноза до печального конца может пройти очень мало времени, всего несколько дней. Так что для врачей существенно повышается риск ошибки – в случае назначения неправильного или недостаточно активного курса лечения пациент может поплатиться жизнью.
- В-третьих, данные болезни носят инфекционный характер – это означает, что при возникновении очага заражения высока вероятность возникновения эпидемии. Заболевания распространяются через воздух, воду, естественные жидкости организма, зачастую могут передаваться людям от животных. В подобных условиях локализовать опасную болезнь очень сложно, практически невозможно.
Возбудители особо опасных инфекций обладают особой живучестью и устойчивостью к факторам внешней среды. Так, возбудитель сибирской язвы, спорообразующая бактерия, может существовать десятилетиями и заразить человека летальной формой болезни при одном вздохе.
Первый перечень особо опасный инфекций был принят Всемирной организацией здравоохранения в 1969 году и включал в себя чуму, холеру, оспу, сыпной и возвратный тифы и жёлтую лихорадку.
Спустя год список претерпел изменения, из него были вычеркнуты два вида тифа, признанные не столь опасными. В 1981 году из данной категории выпала натуральная оспа, так как к тому моменту благодаря успешной всеобщей вакцинации эта болезнь была признана окончательно побеждённой. Любопытно, что в 2005 году оспу вернули в число потенциально опасных в эпидемиологическом плане инфекций. На этот раз была принята во внимание возможность использования оспы, вирус которой хранится в лабораториях, в качестве бактериологического оружия .
В том же году был изменён подход к оценке опасностей различных болезней, которые были разделены на две группы. В первую попали «необычные» для современности болезни, имеющие тяжёлые последствия для здоровья (оспа как бактериологическое оружие, полиомиелит, новые подтипы вируса гриппа, острый респираторный синдром). Вторая группа представляет собой список особо опасных инфекций, имеющих как общемировой (лёгочная форма чумы), так и региональный (жёлтая лихорадка, геморрагические лихорадки, менингококковая инфекция, для России – туляремия и сибирская язва) статус.
Профилактика особо опасных инфекций включает в себя все основные меры карантина при инфекционных заболеваниях. Это изоляция больных и потенциальных больных; строгое соблюдения санитарных норм медицинским персоналом; врачебный осмотр и взятие анализов всех установленных лиц, контактировавших с заболевшими; оповещение населения о необходимых мерах по предотвращению инфицирования и так далее.
Эбола: хорошая река, плохая болезнь
В настоящее время общественное внимание к особо опасным инфекциям обострилось в первую очередь из-за вспышки эпидемии лихорадки Эбола (ударение на второй слог) в Западной Африке. Эта лихорадка относится к геморрагическим, то есть официально входит в число особо опасных инфекций. Своё название лихорадка получила от реки Эбола, протекающей в северной части Демократической Республики Конго, где в 1976 году и было впервые обнаружено и идентифицировано как самостоятельное это заболевание. Тогда от этого заболевания умерли примерно 400 человек.
Учёные до сих пор не реконструировали полностью механизм возникновения вируса и зарождения эпидемии. Считается, что лихорадка Эбола передаётся человеку от животных, прежде всего от обезьян, свиней, летучих мышей и различных парнокопытных. В дальнейшем лихорадка передаётся через естественные жидкости организма заражённого человека, в том числе и тела умершего (опасность сохраняется до двух месяцев). В условиях Западной Африки именно ритуальные обряды, при которых люди прикасаются к телу покойника, являются главным механизмом распространения лихорадки. По своему течению Эбола напоминает другие тропические лихорадки, после инкубационного периода (от двух дней до трёх недель) болезнь протекает в течение примерно двух недель. Если за этот период человек не выздоровел, вероятность смерти особенно велика – считается, что коэффициент смертности лихорадки Эбола составляет от 70% до 90% (в ходе первой эпидемии 1976 года – 88%)
Современная медицина до сих пор не имеет эффективной, то есть действующей в значительном количестве случаев, вакцины от лихорадки Эбола. Это ещё раз подтвердилось и в ходе начавшейся в Западной Африке в начале 2014 года эпидемии.
Реконструкция событий позволяет говорить, что ещё в декабре 2013 года в одной из деревень Гвинеи лихорадкой заболел и после четырёх дней умер двухлетний мальчик. От него заразилась вся его семья, члены которой последовательно умерли в течение месяца. Последней из числа оказавшихся в первом очаге эпидемии скончалась 2 февраля 2014 года няня умершего ребёнка. После этого болезнь распространилась на окрестные деревни: на похороны членов семьи мальчика приезжали многие родственники и знакомые, ставшие распространителями лихорадки Эбола.
Первые официально зарегистрированные случаи заболевания были зафиксированы лишь 9 февраля в гвинейской столице Конакри. С тех пор эпидемия раскинулась на пять африканских государств и даже была отмечена среди европейцев, побывавших в Африке. К середине сентября 2014 года общее количество заболевших лихорадкой Эбола составило около 4700 человек, из которых скончались 2300 больных. В наибольшей степени пострадало население Либерии, где умерли примерно 1200 человек.
Александр Бабицкий