Для современного молодого человека, вступившего в более или менее осмысленную пору жизни в XXI веке, слова «Чернобыльская катастрофа» не обладают тем эмоциональным воздействием, какое они производили на представителей более старшего поколения. Для значительной части человечества Чернобыль это историческое событие, не окрашенное непосредственными переживаниями и эмоциями. Что же, видимо, научно-технический прогресс будет обеспечивать для каждого последующего поколения собственный актуальный пример техногенной катастрофы. Потому что сейчас слова «ядерная катастрофа» у многих ассоциируется уже не с Чернобылем, а с японским городом Фукусима, где в марте 2011 года произошла крупная авария на атомной электростанции.
Авария на АЭС «Фукусима-I»: катастрофа в прямом эфире
В середине 1980-х годов ещё не было Интернета, ещё не было огромного количество видеозаписывающих устройств на руках у населения, ещё не достигло таких технических и технологических высот телевидение. Поэтому о масштабах и трагизме Чернобыльской катастрофы мировое сообщество узнало постфактум, уже спустя некоторое время после аварии на АЭС. В японском варианте всё было несколько иначе: авария на «Фукусима» активно освещалась СМИ, жители всей планеты жадно следили за новостями с места событий в режиме онлайн, уделяя особое внимание тем известиям, которые приходили благодаря сообщениям простых людей и участников ликвидации последствий аварии.
Авария произошла на фоне самого грандиозного стихийного бедствия, поразившего Японские острова в XXI века. 11 марта 2011 года вблизи от японского побережья произошло крупнейшее за историю наблюдений подводное землетрясение, породившее грандиозное цунами . Именно двойной удар стихии стал для АЭС «Фукусима-I» роковым: система безопасности не была рассчитана на то, что одновременно на станцию обрушится столь сильное землетрясение и столь масштабное цунами.
В результате из строя вышли системы как внешнего, так и автономного аварийного электроснабжения. К тому же операторы АЭС недостаточно быстро отреагировали на ситуацию и не сумели заглушить работу реакторов. Реакторы продолжали работать в условиях отказа системы их охлаждения. Это привело к расплавлению активной зоны трёх реакторов и к значительной утечке радиации. Близлежащая от АЭС территория была объявлена зоной заражения, оттуда эвакуировано всё население, также радиационному загрязнению подверглись морские воды вблизи от станции. По оценкам учёных, на распад радиационных элементов в зоне заражения потребуется несколько десятилетий.
«Фукусима» сейчас: изолированная зона или пороховая бочка страны?
Подводное землетрясение и цунами марта 2011 года стали для Японии тяжёлым ударом. Несмотря на то, что в течение полутора-двух лет все масштабные разрушения на восточном побережье страны были устранены, однако до полного восстановления разрушенной инфраструктуры очень далеко. Международные эксперты оценивают расходы на приведение экономики и технологического оснащения страны в порядок как минимум в 150 миллиардов долларов. Очень важным фактором восстановления Японии является как раз состояние атомных электростанций и в первую очередь «Фукусимы-I». Очевидно, что сама аварийная станция свою работу не возобновит. Речь идёт лишь о создании максимально возможных условий по недопущению распространения радиации.
Худшего сценария удалось избежать: взрыва реакторов не случилось, а основная часть радиационных выбросов пришлась на море. Конечно, в перспективе это скажется на Японии, да и на других странах Тихоокеанского бассейна. Однако эти последствия всё равно не столь страшны, как были бы масштабные загрязнения суши острова Хонсю. В этом случае пришлось бы эвакуировать миллионы человек, страна, в которой и так каждый квадратный метр суши на вес золота, утратила бы для использования значительную часть территории. Это уже не говоря о негативных последствиях для экосистемы и людей. В общем-то, Япония обошлась малой кровью: вокруг АЭС «Фукусима-I» была создана 20 километровая зона отчуждения , из которой выселено около 120 тысяч человек
В самом городе Фукусима, что в полусотне километров от станции, радиационный фон в пределах нормы, хотя и в несколько раз превышает среднестатистический показатель по стране. Но всё равно нет гарантий, что аварийная станция не преподнесёт неприятных сюрпризов. Например, в августе 2013 года в прессе появились сообщения, что хранилища радиоактивной воды, используемой для охлаждения повреждённых реакторов, на «Фукусиме» переполнены и она вот-вот начнёт выливаться в океан. Радиационный фон в хранилищах резко повысился почти в двадцать раз. Тогда угрозу удалось нейтрализовать, но всем понятно, что станция ещё долго будет фактором повышенного риска. Не только для окрестных территорий, но и для всей Японии. После аварии на АЭС были закрыты почти все японские атомные электростанции – а ведь именно электроэнергия атомного происхождения составляла основу энергосистемы страны.
Пока «Фукусима» будет пороховой бочкой, общественность не позволит правительству запустить работу остальных АЭС снова. Но это означает снижение промышленного потенциала и, следовательно, общенационального уровня жизни.
Александр Бабицкий