«Умри, но не сейчас» - космическое зеркало - это увеличенная версия настоящего спутника
В фильме про Бонда «Умри, но не сейчас» британский миллиардер Густав Грейвс раскрывает огромное космическое зеркало, которое якобы предназначено для увеличения производства сельскохозяйственной продукции, обеспечивая круглый год солнечный свет для сельскохозяйственных культур.
Это как если бы некий суперзлодей передал Галактусу огромное увеличительное стекло и с замиранием сердца ждал, как целые народы начнут гореть, как муравьи, только чтобы обнаружить, что он спутал Галактуса с его старшим братом. Конечно, в фильме про Бонда космическое зеркало не могло способствовать высоким урожаям, так как это было супероружие, предназначенное для выжигания прохода через корейскую демилитаризованную зону, чтобы позволить всем безумцам попасть из Северной Кореи в Южную - потому что британский миллиардер Густав Грейвс был на самом деле северокорейским полковником Тан-Сун Муном.
Реальная история. Русские действительно планировали установить гигантское зеркало в космосе, чтобы уменьшить энергетическую зависимость и увеличить урожайность.
В 1993 году космическая станция Мир развернула спутник Знамя 2, который затем развернул 65-футовое зеркало, осветившее темную сторону Земли площадью в три мили и с яркостью в два-три раза большей, чем яркость полной луны. Поскольку это была испытательная миссия, зеркало было неконтролируемым и проявилось только в качестве краткой вспышки света в небе над частью Европы, перед тем как спуститься с орбиты и сгореть.
На следующем этапе своего плана российские ученые запустили Знамя 2,5 в 1999 году. На этот раз зеркало имело диаметр 25 м, что позволяло ему осветить площадь более чем в четыре мили с интенсивностью где-то между пятью и десятью полных лун. К сожалению, зеркало наткнулось на одну из антенн Мира и было сломано, так и не раскрывшись. Таким образом, Знамя 2.5 последовало за своим предшественником в атмосферный погребальный костер.
«2010» - астронавты возрождают мертвый и замороженный космический корабль
В сиквеле нашумевшего фильма «2001: Космическая Одиссея», Мартину Броуди поручено расследование запутанного провала миссии Discovery 1 к Юпитеру (сюжет первого фильма). После того, как Броуди и его команда неохотно объединяются с советской командой, потому что русские – единственные, у кого есть космический аппарат, способный доставить их туда, два астронавта достигают давно погибшего Discovery, его внешняя оболочка в настоящее время окрашена желтым из-за девяти долгих лет вулканической деятельности на спутнике Юпитера Ио. Они входят на корабль, чтобы обнаружить, что воздухом на нем по-прежнему можно дышать, но он очень холоден.
Реальная история. Когда временно недействующая космическая станция Салют-7 вышла из строя в 1985 году из-за электрического перенапряжения, у русских было два варианта: отказаться от станции и ждать готовности станции Мир или отправить спасательную миссию и попытаться ремонтировать Салют-7. Они решили, что стоит экономить, а четыре месяца спустя, космонавты-ветераны Владимир Джанибеков и Виктор Савиных отправились в космос с приказом исправить поломку или умереть. Никто из американцев не был приглашен, так как это происходило в середине 1985 года со всеми вытекающими.
Когда Джанибеков вручную стыковал свой транспортный корабль со станцией (отсутствие электричества подразумевает отсутствие всякой помощи компьютера), космонавты заметили, что внешний вид станции, всегда бывший гостеприимно зеленым, теперь стал «серым с оттенком ржавчины». Космонавты прошли через три люка – неуверенные, есть ли воздух с другой стороны каждого из них - чтобы добраться до главной рабочей зоны станции, где они были встречены космическим эквивалентом дома с привидениями.
Там было темно. Мертвая тишина. Температура была три-четыре градуса, мороз покрывал стены и инструменты и в условиях невесомости образовались потусторонние сосульки. Возможно в самом человеческом научном эксперименте из когда-либо проводившихся, Джанибеков плевался и измерял, сколько времени требовалось его плевку, чтобы замерзнуть (три секунды). Ему, вероятно, следовало бы поберечь слюну, поскольку запасы воды станции были заморожены до состояния твердого тела, заставляя экипаж из двух человек полагаться на аварийный 12-дневный запас воды, который они привезли с собой. Невероятно, но на десятый день они смогли пополнить истощенные батареи станции, заменили ее сгоревшую электронику и оттаяли систему хранения воды - все это время работая внутри станции по одному за раз, чтобы избежать лишней траты воздуха.