«Большой взрыв» – именно так всё чаще говорят о модели зарождения и первоначального развития Вселенной, опуская слово «теория». Учитывая то, что это представление является сегодня основным и располагает наиболее солидной доказательной базой, многие считают большой взрыв уже полностью доказанной формой появления мира. Однако это всё же теория, вокруг которой ломают копья в спорах даже уже не по научным, а по мировоззренческим соображениям.
Иногда удачное название подсказывают противники
Когда наука не может дать рациональное объяснение какому-либо явлению или положению, на котором строится теория, они дают этому особое название и отставляют в сторону, рассчитывая на то, что их будущие коллеги найдут объяснение или вовсе не рассчитывая на объяснение. Так обстоит дело и с отправным пунктом теории Большого взрыва и последующего расширения Вселенной. Согласно этой теории, первоначально вся Вселенная представляла собой предельно малую точку, которой были свойственны бесконечная плотность и температура вещества. То есть вся Вселенная была сжата до микроскопического масштаба.
Учёные решили проблему логического объяснения этого исходного положения, назвав это состояние космической сингулярностью – и перестав обращать внимание на данный вопрос. Гораздо больше их занимал вопрос дальнейшего расширения планеты и формирование частиц, из которых затем образовались все известные формы материи.
В определённый момент, примерно 13,7 миллиардов лет назад, по также неизвестной учёным причине произошло высвобождение сокрытой в данной точке энергии и Вселенная начала расширяться, что происходит и до сих пор.
Теория последовавшего после Большого взрыва расширения и остывания Вселенной получила достаточно чёткое математическое, физическое и даже практическое подтверждение (последнее – в виде зафиксированного реликтового излучения , являющего отголоском раннего этапа существования Вселенной).
Поэтому теория Большого взрыва в современной науке считается основной, а проблема космической сингулярности вынесена сторонниками теории за скобки, а её противниками является основным предметом критики. Кстати, само название «Большой взрыв» было дано теории одним из английских учёных, являвшихся её противником. В одном из интервью в конце сороковых годов прошлого века он в насмешку обозначил суть теории, тогда ещё безымянной, как большой взрыв, и название прижилось, приобретя вполне позитивный и презентабельный характер.
Теория Большого взрыва как доказательство бытия Бога
С самого начала своего существования, то есть с первой середины XX века, особенная ожесточённость споров вокруг теории Большого взрыва имела даже не научный, а мировоззренческий характер. В конце концов, теоретические модели, в которых Вселенная сначала была «небольшого размера» и с высокой концентрацией плотности и температуры вещества, а затем постепенно стала расширяться и остывать, были и раньше. Но главным моментом стало предположение, что первоначальной формой существования Вселенной была концентрация всего вещества в бесконечно малой точке. Так как это означало едва ли не прямое подтверждение библейской картины сотворения мира Богом.
Действительно, то самое абсурдное с точки зрения материалистической логики понятие космической сингулярности вполне можно считать синонимом для обозначения Бога как Творца.
Потому что очевидно, что предположить без существования вещества наличие времени и пространства невозможно. Следовательно, сторонники религиозной картины мира делают вывод, что теория Большого взрыва является экспериментальным подтверждением того, что верующие и так уже знают на протяжении тысяч лет: что Бог как источник творческой силы создал мир, то есть вещество, время и пространство практически из ничего, из пустоты. Так как та самая бесконечно малая, стремящаяся к нулю точка, которая по теории Большого взрыва и была исходным состоянием Вселенной, и есть «пустота».
Также религиозное объяснение подходит для решения той проблемы теории Большого взрыва, что невозможно сказать, что было до начала расширения Вселенной и по каким причинам это самое взрывообразное расширение началось. При признании бытия Бога очевидно, что ответы на эти вопросы формулируются практически дословно по Библии: что существует вечный Бог Творец, который по собственному желанию сотворил Вселенную со всеми её временно-пространственными характеристиками. Причём это творение проходило поэтапно, о чём свидетельствует библейское разделение на шесть «дней», и согласуется с разделением по теории Большого взрыва процесса эволюции Вселенной на несколько этапов. В свою очередь, сторонники атеистического и материалистического мировоззрения почти не критикуют религиозное истолкование теории Большого взрыва. Они подвергают критике саму теорию и прежде всего понятие космической сингулярности как не соответствующее самими принципам научного знания.