Рассуждать об исторических процессах и явлениях на абстрактном теоретическом уровне можно до бесконечности. Но непосредственный повод к изучению истории дают конкретные материальные памятники прошлого. В особенности это касается древности, загадочной и манящей. Артефакты древней цивилизации дают нам многие ответы, но при этом порождают ещё большее количество вопросов. Мы узнаём кое-что о том, что знали, умели и создавали люди прошлого, но при этом получаем намёки, что они знали, умели и создавали гораздо больше.
Фестский диск
Фестский диск – терракотовый диск, найденный в начале прошлого века в ходе раскопок на южном побережье острова Крит. Покрыт иероглифическими символами, которые большинством специалистов считаются знаками неизвестной письменности минойской цивилизации, существовавшей на Крите в конце III – середине II тысячелетия до нашей эры. Среди учёных продолжаются споры о том, является ли данный артефакт подлинным историческим памятником, а не мистификацией; составляют ли знаки действительно письменную систему, а не являются ли произвольными рисунками; можно ли относить письменную систему Фестского диска к минойской цивилизации или это завезённый на остров артефакт, и так далее. К тому же диск стал культовой загадкой для специалистов по исторической лингвистике и криптографии – до сегодняшнего дня не увенчались успехи расшифровать содержащиеся на нём письмена.
Ритуальная секира из пещеры Аркалохори
Ритуальная секира из пещеры Аркалохори – относящийся к минойской цивилизации артефакт, найденный среди прочих в сакральной пещере на Крите. Бронзовый топор имеет нанесённые символы смешанного характера, некоторые из которых сходны с так называемым Линейным письмом А, другие со знаками на Фестском диске. Надпись, имеющая, скорее всего, ритуальный характер посвящения некоему божеству, не расшифрована. Любопытно, что в пещере найдены также серебряные и золотые секиры с надписями, но эти надписи существенно отличаются от той, что имеется на бронзовом артефакте.
Саркофаг царя Ахирама
Саркофаг царя Ахирама – гробница одного из царей древнего финикийского города-государства Библ, ведущего свою историю ещё с IV тысячелетия до нашей эры. Царь Ахирам известен историкам лишь по надписи на данном саркофаге, которая примечательна в первую очередь тем, что считается наиболее древней из обнаруженных надписей на финикийском алфавите. Финикийский алфавит знаменит тем, что является основой для большинства используемых в настоящее время алфавитных систем, включая кириллицу и латиницу. Относительно времени создания саркофага и нанесения надписи споры специалистов не прекращаются – существуют аргументы в пользу различных эпох, начиная с XIII и закачивая VII веками до нашей эры. Большинство исследователей полагают, что саркофаг следует датировать примерно X веком до нашей эры.
Маска Агамемнона
Маска Агамемнона – погребальная маска из золота, обнаруженная археологом-любителем и популяризатором исторических исследований античности Генрихом Шлиманов в конце XIX века в ходе раскопок в Микенах. Шлиман руководствовался в своих изысканиях древнегреческими эпосами «Илиадой» и «Одиссеей», будучи уверенным, что описываемые в них события не вымысел, а пересказ реальной истории Древней Греции эпохи Троянской войны. Поэтому, обнаружив в Микенах гробницы с захоронениями, в некоторых из которых были мужские останки с золотыми погребальными масками, он идентифицировал самую позднюю маску как принадлежащую легендарному микенскому царю Агамемнону. В настоящее время установлено, что маска примерно на двести-триста лет древнее событий Троянской войны. Однако она уже стала одним из самых известных исторических артефактов, донеся из глубины веков характерный портрет властного и волевого человека, являвшегося одним из правителей древности.
Антикитерский механизм
Антикитерский механизм – обнаруженный в 1901 году в водах неподалёку от острова Крит артефакт, в котором даже невооружённым взглядом усматривались бронзовые шестерни, соединённые в какой-то сложный механизм. Устройств такой изощрённости, относящихся к I-II векам до нашей эры, археологи прежде не находили, что сразу сделало артефакт научной сенсацией. В течение более чем ста лет предпринимались попытки реконструировать общий вид и назначение устройства. В начале XXI века при помощи новейших технологий и компьютерного моделирования было установлено, что механизм состоял из 36 шестерён, составлявших двустороннее устройство, и содержал более двух тысяч символов древнегреческой письменности. Одна сторона была предназначена для отслеживания траектории движения и фаз небесных тел, в первую очередь Луны . Вторая сторона была предназначена для предсказывания солнечных и лунных затмений.
Шлем Кросби-Гаррет
В 2010 году в английской местности Кросби-Гаррет поисковиком-любителем, занимавшимся поиском древностей при помощи металлоискателя, был найден древнеримский медный шлем, относящийся примерно ко II веку нашей эры. Это был фигурный шлем, полностью закрывавший лицо всадника и представлявший собою по сути стилизованную маску-портрет. Такие шлемы использовались для специальных турниров, во время которых римские кавалеристы проверяли свои умения и навыки. Шлем Кросби-Гаррет интересен также и своей современной судьбой: нашедший человек смог продать его на аукционе за более чем 2 миллиона фунтов стерлингов. К моменту находки бронзовый шлем был разделён на 67 осколков и поэтому не считался кладом и не подлежал передаче государству – по закону, кладом считаются либо изделия из драгоценных металлов либо цельные изделия из других материалов.
Шлем Ярослава Всеволодовича
Шлем Ярослава Всеволодовича – один из редких древнерусских артефактов, соотносящийся с одной из конкретных исторических личностей. Шлем приписывается великому князю Ярославу Всеволодовичу, отцу Александра Невского . Найден он был в начале позапрошлого столетия во Владимирской губернии крестьянкой в ходе земледельческих работ.
В пользу идентификации шлема с князем Ярославом Всеволодовичем говорят следующие аргументы. Во-первых, шлем был изготовлен во второй половине XII – начале XIII века. Во-вторых, на нём есть надпись, что он принадлежит Феодору – таково было имя князя Ярослава, полученное им при крещении. В-третьих, в тридцати километрах от места нахождения шлема в 1216 году проходила Липицкая битва. О ней по летописям известно, что Ярослав Всеволодович в ней участвовал и, потерпев поражение, вынужден был спасаться бегством. Вероятно, князь избавился от доспехов и шлема, чтобы облегчить ношу для своих лошадей и быстрее достигнуть безопасного укрытия.
Александр Бабицкий