Словосочетание «календарь майя» появилось в международном лексиконе в 2009 году, сразу после кассового успеха фильма-катастрофы «2012». Как известно, в этом фильме утверждается, что календарь индейцев майя содержит в себе предсказание, что в декабре 2012 года наступит Конец света – и наглядно демонстрируется, как эта глобальная катастрофа будет выглядеть. И если до этого календарь племени майя интересовал разве что специалистов по истории и культуре цивилизаций Доколумбовой Америки , то теперь о нём заговорили практически все.
Календарь майя – практика
Как показала жизнь, календарь майя и Конец света между собой никак не связаны. Мир благополучно пережил декабрь 2012-го и продолжает существовать. Однако тот факт, что мир оказался охвачен эпидемией паники, вызванной умелыми информационными спекуляциями, с одной стороны, и неосведомлённостью в проблеме, с другой, не отменяет действительно большого культурного значения календаря майя. Вернее, календарь древних майя представлял собой календарную систему. У майя был, прежде всего, повседневный, «гражданский» календарь под названием хааб.
Хааб был вполне стандартной для древней астрономии календарной системой, основанной на наблюдениях за перемещениями Солнца по небосклону. Благодаря данным наблюдениям, майя, как и многие другие народы и цивилизации древности, занимавшиеся астрономией, установили, что Солнце повторяет своё положение на небе через 365 суток. Количество месяцев у майя не было привязано к лунным циклам, поэтому их насчитывалось не 12, как количество полных смен фаз Луны за год, а 19. 18 месяцев у майя состояли из 20 дней, а девятнадцатый месяц был всего пятидневным. У дополнительных пяти дней в календаре майя не было своих специальных имён, поэтому они считались несчастливыми.
Чтобы не переносить «дурные дни» сразу на несколько месяцев, майя объединили их в один несчастливый месяц – это было время, когда особенно ждали бед и несчастий, но зато оно был предельно коротким. Хааб использовался в повседневных бытовых вопросах, в первую очередь в цикле земледельческих работ. Именно по хаабу определяли наиболее благоприятное с климатической точки зрения время для начала тех или иных сельскохозяйственных работ. По этому календарю назначались даты начала выращивания различных культур, рассчитывали, через какой период созреет новый урожай, когда его следует убирать и тому подобное.
Календарь майя и мистика
Вторая составная часть календарного круга майя это календарь цолькин. Календарь майя цолькин имел мистическое значение и выполнял функцию путеводителя по божественной карте мироздания. Именно в соответствии с ним майя пытались узнавать волю богов, координировать своё поведение в соответствии с ней, а также предсказывать будущее.
При создании календаря цолькин как раз большое внимание уделялось фазам Луны . Новый календарь майя был основан на использовании периодов времени продолжительностью по 13 и 20 дней.
Дело в том, что данные числа в мировоззрении майя являлись магическими и несли в себе особое значение, определявшимся специальным символом или солнечной печатью.
По сути, цолькин - это своего рода калейдоскоп, в котором каждый день одновременно принадлежит одновременно и циклу из тринадцати дней (по этим циклам определялся особый номер дня), и циклу из двадцати дней (по ним каждый день получал своё название). В общей сложности в году по календарю цолькин было 13 периодов по 20 дней и 20 периодов по 13 дней, в общей сложности 260 дней. Особенность же состояла в том, что для каждого дня существовало ещё и третье обозначение – по хаабу. Таким образом, каждый день имел три названия и два значения, по двум календарям. Чередование календарных циклов приводило к тому, что цифровые обозначения и названия каждого дня по хаабу и цолькину повторялись с периодичностью в 52 года. Цикл в 52 года и был для майя главным жизненным циклом Вселенной и конец одного такого периода и начало следующего они и считали кризисным моментом. Именно в этот момент и мог наступить Конец света, который нужно было предотвратить особыми ритуалами и обильными жертвоприношениями, в том числе человеческими.
Расшифровка календаря майя
До второй половины прошлого столетия календарь майя не нёс в себе никакой информации о потенциальных апокалиптических событиях. Он не нёс в себе вовсе никакой информации, потому что на тот момент письменность майя была для истории и лингвистики абсолютно тёмным лесом. Учёные не просто не знали, что означает письменность майя, они не понимали, по какому принципу она организована. Доходило до того, что многие заверяли, что у майя никакой письменности не было, а многочисленные пиктограммы, символы на камнях и гобеленах ничто иное, как декоративный орнамент и рисунки, не несущие в себе смысловой нагрузки.
Так было до того момента, пока в 1950-х годах советский историк Юрий Валентинович Кнорозов расшифровал календарь цивилизации майя, а вернее, нашёл ключ к расшифровке той системы письменности, на которой он был составлен. История это поистине увлекательная и странно, что до сих пор она не нашла отражение в кинематографе. В середине 1940-х годов юный историк Кнорозов заинтересовался проблемой расшифровки письменности майя. Однако его первый научный руководитель посчитал, что безуспешные попытки всего учёного сообщества на протяжении сотен лет говорят о том, что письменность эта не поддаётся прочтению. Кнорозов перешёл к другому научному руководителю и занялся кропотливым составлением каталога всех известных иероглифов майя. К 1952 году он сумел воссоздать фонетическое прочтение некоторых из них и вскоре понял принцип прочтения большинства знаков этой письменности. В результате, когда в 1955 году он защищал по этой теме кандидатскую диссертацию, его доклад, ставший научной сенсацией во всём мире, занял менее четырёх минут. После этого доклада ему было присуждено звание не кандидата, а доктора исторических наук.
Александр Бабицкий