Любая вещественная находка, в отношении которой используют определение «необъяснимо», вызывает повышенный ажиотаж. Особенно высок и широк ажиотаж вокруг предметов, связанных с теми или иными раскрученными мистическими, альтернативными или паранаучными теориями. Список этих теорий хорошо известен и достаточно короток: внеземной разум и НЛО, таинственные и удивительно развитые цивилизации древности, всевозможные сверхъестественные явления начиная от привидений и заканчивая телепортацией . Хрустальные черепа майя получили столь большую известность благодаря тому, что соединили в себе все вышеперечисленные элементы.
Кто изготовил, где нашли – одни загадки…
13 хрустальных черепов майя - это образец того, как создаются современные мифы. Взять хотя бы то, что сообщений об изготовленных из горного хрусталя черепах, практически полностью идентичных человеческому, насчитывается гораздо больше, чем 13. Однако именно это мистическое число фигурирует во всех легендах – столько хрустальных черепов считаются реально существующими на данный момент. По поводу того, где и как эти черепа были найдены, нет ни единого мнения, ни более или менее чёткой информации. Отчасти это связано с тем, что лишь четыре черепа хранятся в музеях, остальные девять содержатся в частных коллекциях предметов искусства.
Но и с «музейными» черепами таинственности не меньше. Наиболее известна история о так называемом черепе Митчелл-Хеджесов, с которого на самом деле и началась легенда. В 1920-х годах английский искатель древностей, археолог-любитель Фредерик Альберт Митчелл-Хеджес вёл раскопки на Юкатанском полуострове, в городе майя , обозначенном как Лубаантун. Именно здесь в 1927 году приёмная дочь Митчелл-Хеджеса Анна и обнаружила под каменным алтарём хрустальный череп, выполненный удивительно искусно и филигранно. Правда, никаких документальных доказательств, что находка состоялась именно в ходе исследования города майя, нет – Митчелл-Хеджес не следовал научному порядку фиксирования хода раскопок, не сохранилось ни соответствующих фотографий, ни записей.
А через некоторое время исследователь, известный своей одержимостью идеей о существовании древней таинственной цивилизации атлантов, заявил, что некие сказания майя гласят о 13 хрустальных черепах богини смерти, имевших для майя особое значение. Эти черепа, будучи собраны вместе, будто бы обладали огромной силой и даже могли предотвратить Конец света – тот самый, который, по календарю майя , должен был случиться в декабре 2012 года. Именно это заявление эксцентричного искателя приключений и загадок запустило легенду о 13 волшебных хрустальных черепах майя. Вскоре выяснилось, что в запасниках некоторых музеев и в частных коллекциях также имеются хрустальные черепа, на которые ранее не обращали пристального внимания. Правда, об их происхождении не существует никаких достоверных данных. Например, тринадцатый разбитый череп был обнаружен совсем недавно в Германии и как будто бы принадлежал самому Генриху Гиммлеру.
Черепа, полные чудес?
При том, что о целенаправленных и полномасштабных научных исследованиях всех тринадцати хрустальных черепов никогда не сообщалось, существует огромное количество статей, в которых утверждается – черепа обладают необыкновенными свойствами. Прежде всего, привлекает внимание заявление, что изготовление модели человеческого черепа из горного хрусталя невозможно даже при нынешнем технологическом уровне развития. Что говорить о существовавшей более тысячи лет назад цивилизации майя. Заявляется, что хрустальные черепа вырезаны и отполированы с такой тщательностью, которую просто невозможно повторить – малейшее увеличение давления при обработке хрусталя ведёт к его разламыванию.
Далее сообщается о неких впечатляющих оптических эффектах хрустальных черепов, содержащих в себе настоящую сложную систему линз и экранов. Если поместить рядом с черепами источник света, хотя бы свечу, то при определённом положении глаза черепов начнут испускать лучи. А при другом положении источника света череп весь засветится изнутри и вокруг него создастся сияющий ореол, напоминающий нимб. Правда, при этом пока что не представлено визуальных свидетельств подобного эффекта – ни видеозаписей, ни фотографий, на которых бы хрустальные черепа светились и испускали бы лучи.
Но дальше всех зашли энтузиасты, которые называют хрустальные черепа своего рода «флешками» таинственных древних цивилизаций , жителей мифической Атлантиды или даже инопланетян. По их мнению, горный хрусталь сам по себе является уникальным видом материи – он вроде бы обладает памятью, в нём в особом закодированном виде сохраняется вся информации из внешней среды. Таким образом, хрустальные черепа могли быть хранилищами неких мистических знаний, которые жрецы или волшебники древности хотели сохранить для будущего с какой-то определённой целью.
Очередная мистификация?
Между тем доказательства не только рукотворности хрустальных черепов, но и их не слишком солидного возраста существуют и обнародованы уже в 2008 году. Тогда внимание к данным артефактам было особенно велико в связи с тем, что на экраны вышел приключенческий блокбастер Стивена Спилберга «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа». Именно хрустальные черепа майя имели сюжетообразующее значение в этом проекте: как раз их разыскивал неутомимый археолог в шляпе и с хлыстом, а в итоге они оказались своего рода пусковыми ключами для приземлившегося в тропиках Америки инопланетного корабля.
Вскоре после выхода фильма на экраны были обнародованы результаты научных исследований, проведённых с доступными учёным хрустальными черепами, принадлежащими музеям. В ходе исследований выяснилось, что черепам вовсе не 1000 и даже не 500 лет, их максимальный возраст составляет около 150 лет. Изготовлены они были, скорее всего, в Европе, так как кристаллы кварца, из которых изготовлены доступные черепа, добыты именно здесь, в горах Германии и Швейцарии. Кроме того, вопреки громким заявлениям о головокружительной идеальности и точности создания этих предметов, было выяснено, что изготовлены они были вполне земными и доступными методами, в некоторых случаях даже небрежно. На поверхности черепов были обнаружены абразивные материалы, используемые при шлифовке хрусталя, а в некоторых местах даже видны следы шлифовки, осуществлявшиеся инструментами позапрошлого столетия. Так что, по крайней мере, в отношении доступных учёным хрустальных черепов можно сказать с уверенностью – к майя они не имеют никакого отношения и никакими необычными качествами не обладают.
Александр Бабицкий