Гуманизм эпохи Возрождения: человек это звучит гордо

гуманизм эпохи ВозрожденияКрылатое выражение «человек это звучит гордо» стало частью русского языка благодаря пьесе Максима Горького «На дне», написанной в 1902 году. Эти слова являются частью знаменитого монолога Сатина, ключевого персонажа пьесы. Однако примерно за 400-500 лет до премьеры «На дне» под этими словами с радостью подписались бы многочисленные деятели Ренессанса. Гуманизм эпохи Возрождения сконцентрировался именно на идее о достоинстве, величии и почти безграничном могуществе человеческой личности. Так что гуманисты эпохи Возрождения действительность верили в то, что человек это звучит гордо, величественно и прекрасно.

alt

Улучшение человека – дело рук самого человека

гуманизм эпохи ВозрожденияТермин «гуманизм» является одним из наиболее часто употребляемых по сей день. Однако современное его значение, включающее в себя наделение человека комплексом неотъемлемых прав и свобод и их защита, не совпадает с исконным гуманизмом эпохи Возрождения. Гуманисты того времени говорили прежде всего о познании человеческой личности во всей полноте его природы. С их точки зрения в течение более чем тысячелетнего Средневековья человеческая личность была фактически забыта и унижена. В центре картины мира находился Бог, именно познанию Его воли, Его ипостасей и Его «функций» была посвящена работа философской мысли, творческий потенциал художников, направленность образования и науки и так далее.

 
 

Гуманисты полагали, что тем самым было ущемлено естественное достоинство человеческой природы, из-за чего человек не был способен в полной мере проявить свои способности и таланты.

 

Средством к познанию и созиданию человеческой природы (для этого использовался античный термин studia humanitatis) являлись литература и искусство Древней Греции и Древнего Рима. Так как именно эта культурная традиция ставили человека в центр мироздания, так что она наиболее полно отражала антропоцентризм философии эпохи Возрождения. Чтобы познать разнообразие человеческой природы и развить в самом себе необходимые добродетели, человеку необходимо было изучать античных философов, читать древнегреческую и древнеримскую литературу, познавать шедевры античного искусства, в первую очередь скульптуры и архитектуру, совершенствоваться в словесности, то есть в ораторском искусстве и в эпистолярном жанре. Только таким образом, полагали великие гуманисты эпохи Возрождения, человек может развить в себе гибкость ума, вкус и «чутьё» к прекрасному, овладеть способностью критично оценивать действительность, тем самым правильно её оценивать и двигаться к познанию истины.

alt

От интереса к античности – к реальной политике

Ренессансный гуманизм можно условно разделить на три основных этапа:

  • ранний гуманизм, возникший в конце XIV столетия и развивавшийся до середины XV века. Зарождение гуманистических идей, основанное на жадном интересе к античному культурному наследию. Активное изучение античной литературы и философии и начало выработки новых ценностных идеалов, противопоставлявших католической схоластике антропоцентричные идеалы;
  • зрелый гуманизм – его расцвет пришелся на конец XV века и затронул более пристальный интерес к новым сферам знания. Теперь гуманистов интересовала не столько античность, а способы применения гуманистических механизмов мышления к современным сферам знания и философии. Гуманисты активно вносят свежие идеи в теологию, оказывают большое влияние на развитие натурфилософии и научного знания в целом;
  • поздний гуманизм – формируется в начале XVI века и связан в первую очередь с распространением гуманистических идей за пределами Италии. В Европе гуманистические идеи носили своеобразный характер: во-первых, они сохранили большую связь с христианским богословием, что привело к появлению новых теологических концепций как в рамках католической церкви, так и в рамках появившихся в ходе Реформации протестантских конфессий. Во-вторых, гуманистические идеи приобрели чёткий национальный характер – идеалы Возрождения и гуманизма использовался в различных странах для национальной самоидентификации сначала в рядах интеллектуальной элиты, а затем и в широких слоях общества. В-третьих, социальные учения эпохи Возрождения именно в этот период стали оказывать реальное влияние на политическую жизнь и борьбу европейских государств.

alt

Человек эпохи Возрождения – идеал гуманистов

гуманизм эпохи ВозрожденияПринципы гуманизма эпохи Возрождения оказали огромное влияние на дальнейшее развитие европейской цивилизации и всего мира, прежде всего, потому, что был сформирован новый, совершенно отличающийся от средневекового, идеал человека. Несколько превратно истолкованный католический идеал человека главным достоинством считал смирение перед Божьей волей и покорность ей. Человек, ощущая свою греховность и заслуженность многочисленных испытаний и бедствий, должен был терпеливо сносить все лишения и тем самым «зарабатывать» себе посмертное Царствие Божие. Гуманисты решительно отвергли такое понимание человеческой природы.

 

Опираясь на античные философские идеи, они заявили, что человек это высшее и самое совершенное творение, стоящее в центре мира и являющееся царём природы.

 

Первоначально эти идеи во многом строились на христианском богословии, в котором человек также называется венцом творения, любимым созданием Бога, созданным по Его образу и подобию. Следовательно, утверждали гуманисты, человек никак не может и не должен быть постоянно забитым и не думающим ни о чём, кроме смирения, существом. В него заложен разум и огромные творческие способности, чем человек и отличается от всех остальных живых созданий. И он должен в полной мере использовать свой разум и творческие таланты, чтобы познавать мир, стремиться к истине и переделывать мир в соответствии с постигнутыми законами совершенства и гармонии.

Впоследствии гуманисты довольно далеко ушли от христианских корней своей философии, однако безграничное внимание к человеку осталось. Но гуманистические идеи эпохи Возрождения это не только и не столько восхваление человека, но констатация необходимости реализовать его огромный потенциал. Для этого, считали гуманисты, нужно развивать свои интеллектуальные способности, познавать мир при помощи обучения всем доступным полезным знаниям, пробовать свои силы в различных сферах творчества и деятельности, чтобы узнать, в чём состоят индивидуальные способности конкретного человека.

И, наконец, человек, обладающий развитым умом, обширными знаниями и открывший в себе свои таланты, должен непременно реализовать их на деле, постоянно двигаясь к познанию истины, помогая другим двигаться по тому же пути, используя свои способности на пользу людям. Гуманисты верили, что прямым следствием раскрытия возможностей человеческой личности будет её нравственное совершенствование – то есть всесторонне развитый человек не может не быть ещё и добрым, мужественным, сострадательным, умеренным и так далее.

Александр Бабицкий


 
Самое обсуждаемое
Почти всегда, когда говорят о цунами, подразумевают морские (чаще всего - океанские) цунами,
Слово полтергейст пришло к нам из немецкого языка, в переводе оно означает «шумный дух». Случаи
Всем или почти всем из нас хочется знать, что же будет там, за гранью, ждёт ли там ещё какая-то,