Картины Леонардо и Рафаэля, статуи Микеланджело и Донателло, архитектурные шедевры Рима и Флоренции, литературные произведения Петрарки и Бокаччо – всё это и ещё многое другое приходит в голову, когда слышишь об эпохе Возрождения. В нашем представлении Ренессанс закономерно считается периодом небывалого, революционного расцвета искусства, а вот про «точную» сторону этого феномена вспоминают куда реже. Между тем наука эпохи Возрождения также претерпевала огромные изменения, добивалась невероятных открытий и достижений, повлиявших на становление современной научной картины мира.
Наука в эпоху Возрождения: расширение горизонтов
Развитие науки в эпоху Возрождения неразрывным образом связано с как минимум двумя обстоятельствами. Первым из них являлось распространение гуманистических идей и идеалов. Мысль о том, что человек является венцом творения и центром мироздания, имело глубочайшие последствия для интеллектуалов того времени. Для них оказались сняты ограничения для познавательной деятельности, которые намеренно или ненамеренно налагало религиозное мировоззрение. Средневековое католическое восприятие видело материальный мир как бренную сиюминутную часть Божьего творения. Пристально изучать его не было смысла, потому что, во-первых, главная ценность человеческой жизни находилась в духовном мире, в Царстве Небесном; во-вторых, смысл человеческого существования был в духовном развитии, в покаянии и молитве, а не в познавательной деятельности. Теперь же человек был объявлен всемогущим носителем разума, главной задачей которого было познание мира и самого себя – а сделать это можно было только с помощью науки.
Второе обстоятельство научного развития в период Ренессанса заключалось в Великих географических открытиях – череды грандиозных успехов европейской цивилизации в изучении земного шара, в открытии новых частей света, материков, стран, народов и культур. В основной своей части эпоха Великих географических открытий совпала с эпохой Возрождения , начавшись во второй половине XV столетия и продлившись до XVII века. В это время была открыта Америка, проложены торговые пути на Восток, в Индию, совершены первые кругосветные путешествия. Впервые увидев мир в его истинном масштабе, европейская цивилизация получила мощнейший импульс для развития науки. Это касалось как психологических мотивов, так и практических. Если раньше мир был ограничен Европой, Северной Африкой, Ближним Востоком и Московией, то теперь границы обитаемой вселенной раздвинулись, это стимулировало дальнейшее изучение. К тому же новооткрытые земли оказались источником и материальных богатств – следовательно, для их эксплуатации требовались более совершенные теоретические и прикладные средства мореплавания, военной техники, медицины, инженерии, математики, механики и так далее.
Земля всё-таки круглая…
Научные открытия эпохи Возрождения многообразны, однако одним из наиболее важных неизменно считается окончательного установление гелиоцентрической системы мира, то есть представление о Земле как круглой планете, которая в космическом пространстве вращается вокруг Солнца. Представления о дремучем христианском Средневековье, навязывавшем всем и каждому геоцентрическую систему, то есть представление о Земле как о центре мироздания, вокруг которой вращается Солнце, не более чем стереотип. Да, в Средние века основным было представление о Земле и вращающемся вокруг неё Солнце. Но эта картина мира никогда не являлась составной частью христианской догматики. Вероучительные тексты христианства не содержат указания на то, что Солнце вращается вокруг Земли и точка. Средневековые мыслители переняли геоцентрическую систему мира у античных учёных, которые считали её более обоснованной и правдоподобной по сравнению с гелиоцентрической гипотезой, известной уже в древности.
Поэтому представление, будто великий учёный Николай Коперник совершил революцию в науке, когда обосновал идею о вращении Земли и других планет вокруг Солнца, не совсем объективно. В течение XV века гуманистические и религиозные мыслители и учёные эпохи Возрождения активно обсуждали древнюю античную теорию. Например, такую возможность допускал богослов Николай Кузанский, гуманисты Джорджо Валла и Франческо Капуано. Но научное и философское сообщество во все времена отличалось консерватизмом и плохо принимало новые идеи, отвергающие устоявшиеся концепции, без наличия серьёзных аргументов. Заслуга Коперника состоит как раз в том, что он представил такие аргументы. В опубликованной в 1543 году книге «О вращениях небесных сфер» он подытожил все известные на тот момента астрономические данные о движении планет и звёзд и доказал, что они являются свидетельством вращения Земли. При этом Коперник говорил не только о вращении Земли вокруг Солнца, которое имело годовой цикл и доказывалось изменением положения звёзд на небе в течение года. Он обосновал и вращение Земли вокруг собственной оси, осуществляемое в течение суток и имеющее своим следствием смену дня и ночи и изменение положения Луны . Доказательства Коперника не были приняты сразу, но впоследствии они стали основой для более полной гелиоцентрической системы. Она, в свою очередь, оказала немалое влияние на дальнейшее развитие мореходства, астрономии и физики.
Медицина эпохи Возрождения: от алхимии к науке
Нельзя сказать, что в Средние века медицины как таковой в Европе не было. Нет, медицинская практика постепенно развивалась, в том числе и благодаря такой специфической форме познавательной деятельности, как алхимия, процесс поиска волшебного «философского камня». Однако европейская медицина, в силу исторических обстоятельств почти полностью отрезанная от научного наследия античности, действительно серьёзно уступала той же арабской медицине как на теоретическом, так и на практическом уровне. Собственно, бурное развитие медицина получила именно в эпоху Ренессанса. И началось это, как ни странно звучит, с падения Константинополя, захваченного турками-османами в 1453 году.
Из бывшей столицы Византийской империи бежало множество учёных, философов, историков, прочих носителей древних знаний, в том числе и врачей. Византийская же медицина не теряла связи с античной медицинской наукой, в монастырях и библиотеках сохранялись переписанные образцы древних медицинских трактатов. Часть этого интеллектуального богатства бежавшие от османов учёные смогли взять с собой. Многие же из них нашли приют в ренессансной Италии, где каждая новая частица античного знания была на вес золота. Именно так и начала развиваться медицина в эпоху Возрождения: постепенно «старые новые» подходы начали проникать в средневековую медицину и со временем вытеснять устаревшие представления и приёмы. Так, с конца XV века активно начали накапливаться анатомические познания о теле и организме человека. Если раньше препарирование трупов рассматривалось как нечто запретное, родственное колдовству, то теперь всё больше учёных стремились разобраться в физиологическом строении человека, чтобы лучше понять причины тех или иных болезней, а значит, и найти способы их лечения. Например, выдающимся практикующим специалистом по анатомии являлся Леонардо да Винчи: он лично производил вскрытия трупов, а его анатомические зарисовки поражают своей точностью и подробностью.
Несмотря на то, что новые веяния в медицине приживались достаточно медленно и непросто, врачи и учёные постепенно совершали всё новые и новые важные открытия. В начале XVI века был описан лёгочный круг кровообращения, объяснивший механизм многих заболеваний дыхательных путей. Накапливались практические сведения по хирургии: например, выяснилось, что перевязка открытых ран ведёт к большему числу выживших и выздоровевших, нежели практиковавшееся до этого прижигание. При этом медицина по-прежнему сочетала в себе элементы науки, алхимии и едва ли не колдовства . Это можно наблюдать на примере знаменитого Парацельса, который сыграл огромную роль в возникновении и применении фармакологии. Благодаря своим алхимическим опытам он открыл, что химические средства могут благотворно влиять на самочувствие людей. Кроме того, Парацельс пришёл к гениальному заключению, согласно которому лекарственный или ядовитый характер того или иного вещества определяет его дозировка.
Александр Бабицкий