Изобразительное искусство является, скорее всего, наиболее древним видом творческой деятельности человечества – и наскальные рисунки, возраст которых определяется в десятки тысяч лет, тому доказательством. Но в восприятии современного человека настоящая живопись появляется тогда, когда рождается живопись эпохи Возрождения. Именно в этот период были сформированы эстетические, технические и семантические (то есть смысловые и образные) каноны привычного нам изобразительного искусства. Художники эпохи Возрождения в своих произведениях показали, насколько разносторонним может быть человек и мир вокруг него, и продемонстрировали, как это можно отразить визуальными средствами.
Эпоха Возрождения (XV – начало XVII века) характеризуется кардинальными изменениями в мировоззрении европейских интеллектуалов, повлекшими перемены практически во всех сферах жизни. Культура эпохи Возрождения включает в себя не только живопись, скульптуру и другие направления изобразительного искусства. Особенности культуры эпох Возрождения проявлялись и в других областях, начиная от музыки и танцев и заканчивая модой и бытовой средой. Ренессанс стал в подлинном смысле слова образом жизни европейской элиты того времени, постепенно распространяя своё воздействие и на широкие массы населения.
Влияние Ренессанса на европейскую цивилизацию определяется не только феноменальным периодом развития различных видов искусств. Революционные достижения в изобразительных искусствах, в архитектуре, музыке и прочих сферах культуры стали только следствием кардинального изменения образа мышления европейцев. Чтобы появились совершенно новые по сравнению со Средневековьем каноны изображения человека и окружающей его действительности, философия эпохи Возрождения должна была выработать новые принципы и идеалы. Мыслители эпохи Возрождения должны были задать новый вектор движения личности, результатом которого и стало всё то, что сейчас нам известно как Ренессанс.
Крылатое выражение «человек это звучит гордо» стало частью русского языка благодаря пьесе Максима Горького «На дне», написанной в 1902 году. Эти слова являются частью знаменитого монолога Сатина, ключевого персонажа пьесы. Однако примерно за 400-500 лет до премьеры «На дне» под этими словами с радостью подписались бы многочисленные деятели Ренессанса. Гуманизм эпохи Возрождения сконцентрировался именно на идее о достоинстве, величии и почти безграничном могуществе человеческой личности. Так что гуманисты эпохи Возрождения действительность верили в то, что человек это звучит гордо, величественно и прекрасно.
Картины Леонардо и Рафаэля, статуи Микеланджело и Донателло, архитектурные шедевры Рима и Флоренции, литературные произведения Петрарки и Бокаччо – всё это и ещё многое другое приходит в голову, когда слышишь об эпохе Возрождения. В нашем представлении Ренессанс закономерно считается периодом небывалого, революционного расцвета искусства, а вот про «точную» сторону этого феномена вспоминают куда реже. Между тем наука эпохи Возрождения также претерпевала огромные изменения, добивалась невероятных открытий и достижений, повлиявших на становление современной научной картины мира.
Архитектура эпохи Возрождения является, пожалуй, наиболее зримым и доступным визуальным свидетельством той культурной революции, которую ознаменовал собой Ренессанс. Всё-таки прочие произведения искусства и памятники культуры той поры в большей или меньшей степени скрыты от глаз большинства людей. Картины и скульптуры находятся в галереях и музеях, литературные произведения и философские трактаты хранятся в библиотеках и частных коллекциях. А вот на архитектурные памятники эпохи Возрождения может посмотреть каждый, кто ступит на улицы старинных европейских городов.
Ренессанс не случайно считают одним из ключевых периодов в человеческой истории. Философские, научные, эстетические, нравственные, религиозные, политические перемены, которые повлекли за собой идеи и идеалы Возрождения, изменили вектор развития западной цивилизации и всего мира. Но для большинства людей всё многообразие этого периода воплощают в себе не философские или общественно-политические сдвиги, а искусство эпохи Возрождения. Искусство настолько уникальное, что его нельзя спутать ни с одной другой культурной эпохой (разве что с античностью, да и то лишь в некоторых элементах).
Вопрос о музыкальной стороне Ренессанса является довольно непростым. В музыке того времени сложнее определить новые, принципиально иные, элементы и тенденции по сравнению со Средневековьем, чем в других сферах искусства – в живописи, скульптуре, архитектуре, художественном ремесле и так далее. Дело в том, что музыка как в Средние века, так и на протяжении Возрождения сохраняла свой разнообразный характер. Существовало чёткое разделение на церковно-духовную музыку и светские композиции, песенные и танцевальные. Тем не менее, музыка эпохи Возрождения имеет свой оригинальный характер, хотя и тесно связанный с предыдущими достижениями.
Политика является специфической сферой человеческой жизнедеятельности: с одной стороны, основные её закономерности были сформулированы ещё в глубокой древности, с другой, каждая новая историческая эпоха вносит в политическую теорию что-то своё. Политическая мысль эпохи Возрождения в этом плане весьма примечательна, ибо одновременно стала временем изучения классических античных постулатов и периодом выработки новых, по сравнению со Средними веками, концепций и подходов.
Историки и философы спорят, с какого момента отсчитывать начало истории европейской цивилизации. Одни берут за точку отсчёта начало классического периода истории Древней Греции, другие предлагают обратить внимание на Древний Рим, третьи рассматривают в качестве европейского цивилизационного котла времена Средневековья. Но представители различных точек зрения признают, что огромную роль для возникновения данного типа цивилизации сыграла эпоха Возрождения. Именно она задала вектор движения, приведший к существованию современного Запада. Основные черты эпохи Возрождения в той или иной форме получили продолжение в дальнейшем духовном, культурном и материальном развитии стран Старого Света и всего мира.
|