Политика является специфической сферой человеческой жизнедеятельности: с одной стороны, основные её закономерности были сформулированы ещё в глубокой древности, с другой, каждая новая историческая эпоха вносит в политическую теорию что-то своё. Политическая мысль эпохи Возрождения в этом плане весьма примечательна, ибо одновременно стала временем изучения классических античных постулатов и периодом выработки новых, по сравнению со Средними веками, концепций и подходов.
Такова была сама политика Эпохи Возрождения, когда к традиционным средневековым конфликтам между разными государствами и феодальными властителями прибавились ещё и конфликты на идеологической и религиозной почве. Политические идеи эпохи Возрождения лучше всего можно охарактеризовать при рассмотрении наиболее ярких мыслителей того времени, разрабатывавших концепции данного направления.
Никколо Макиавелли
В наибольшей степени на слуху имя Никколо Макиавелли, итальянского общественного и литературного деятеля, жившего во второй половине XV – первой четверти XVI столетий. Фамилия этого политического теоретика прочно стала ассоциироваться с понятием безнравственности в политике, с принципом «цель оправдывает средства». Макиавелли действительно заявлял, что в определённых ситуациях политик должен руководствоваться в первую очередь не моральными, религиозными и личными побуждениями, но соображениями практической выгоды.
Макиавелли вообще одним из первых заявил, что политику нужно очистить от доминирующего положения нравственных и философских норм и догм, так как политика является самостоятельной областью знания и практики. Хотя на самом деле флорентиец лишь зафиксировал то, что видел в действительности: государственные деятели и правители во все времена в действительности использовали принцип «цель оправдывает средства», пусть и на словах декларировали нечто иное. Макиавелли решил придать этому официальный характер. К тому же он отнюдь не был приверженцем тирании: идеалом государственного устройства для него была республика, в которой граждане обладали реальными политическими правами, подкрепляемыми собственностью и образованностью. Но, по мнению мыслителя, анархия, слабая власть и междоусобная борьба значительно хуже ситуации, когда есть сильный и жёсткий правитель, способный обеспечить закон и порядок.
Макиавелли внёс вклад в общественную мысль ещё и тем, что стал первым европейским философом, отстаивавшим практическое воплощение идеи всеобщей воинской повинности вместо концепции наёмной армии.
Эразм Роттердамский
Эразм Роттердамский (современник Макиавелли) не ответственен лично за какие-либо конкретные политические учения эпохи Возрождения . Однако его авторитет как главного гуманистического мыслителя Европы был настолько силён, что оказывал влияние на политическую мысль и даже практику того времени.
Эразм, крупнейший знаток и популяризатор античного духовного наследия, был сторонником идеи свободы человеческой личности, которая должна проявляться в своём всестороннем развитии. Следовательно, он не признавал социальные формы порабощения личности, выражавшиеся, прежде всего, в феодальной зависимости значительной части европейского населения. Кроме того, Эразма можно считать одним из первых космополитов: будучи уроженцем Нидерландов, он долгое время жил и работал в Германии, затем во Франции – но нигде не проявлял себя приверженцем национального патриотизма, активно зарождавшегося в различных странах. Поэтому его в определённой степени можно считать одним из предвестников европейской интеграции.
При всём своём свободомыслии он, однако, не был сторонником резких общественных и религиозных преобразований, поэтому выступал против начавшей Реформации и вызванной ею череды общественно-политических возмущений.
Томас Мор
Политическая философия эпохи Возрождения положила в копилку мировой мысли такое новое явление, как политический утопизм, классиком которой является английский писатель и государственный деятель Томас Мор (последняя четверть XV века – первая половина XVI столетия). Его идеи в наиболее красочной форме отражены в романе «Утопия», название которого стала нарицательным для обозначения всего философского направления.
Мор с равным красноречием и проницательностью критиковал общественно-экономическое неравенство современной ему действительности и предлагал теоретическую модель идеального общества будущего. В современности он видел деспотическую королевскую власть, ничем не ограниченную; абсолютное порабощение крестьянства, превращённого в почти рабов; беспощадную эксплуатацию рабочих и ремесленников, из которых выжимали все соки за гроши; лицемерие католического духовенства, которое не только материально обогащалось, но и не давало обществу развиваться духовно. Решить эту проблему Мор предлагал кардинально – с помощью отмены частной собственности.
Описанный им фантастический идеальный город-государство Утопия это конфедерация городов-республик, формально управляемая монархом. Все должности в государстве выборные, а принять участие в выборах как в качестве кандидата, так и в качестве избирателя может любой. Частной собственности нет, зато все люди должны заниматься ручным физическим трудом по шесть часов в сутки, чтобы не выматываться. Денег также нет, производство контролируется государством, которое и распределяет всё необходимое в зависимости от нужд каждого гражданина.
В качестве главной парадигмы духовно-интеллектуального развития выступает гуманизм, основанный на изучении всех известных наук и видов искусства. Разумеется, в идеальном обществе все должны быть грамотными, чтобы иметь возможность осуществлять разную работу, а также выполнять деятельность на государственных постах в случае победы на выборах.
В отношении религиозного вероисповедания Мор выступал за толерантность, то есть свободное исповедание любой религии – при этом в его модели государства был недопустим атеизм как отрицание самого существования Бога . Религиозный фактор не должен был оказывать влияние на государственные и общественные дела. Революционным предложением Томаса Мора было наделение женщин абсолютно всеми теми правами, которыми должны были пользоваться мужчины.
Александр Бабицкий