Политическая мысль эпохи Возрождения: корни политики Запада

политическая мысль эпохи ВозрожденияПолитика является специфической сферой человеческой жизнедеятельности: с одной стороны, основные её закономерности были сформулированы ещё в глубокой древности, с другой, каждая новая историческая эпоха вносит в политическую теорию что-то своё. Политическая мысль эпохи Возрождения в этом плане весьма примечательна, ибо одновременно стала временем изучения классических античных постулатов и периодом выработки новых, по сравнению со Средними веками, концепций и подходов.

Такова была сама политика Эпохи Возрождения, когда к традиционным средневековым конфликтам между разными государствами и феодальными властителями прибавились ещё и конфликты на идеологической и религиозной почве. Политические идеи эпохи Возрождения лучше всего можно охарактеризовать при рассмотрении наиболее ярких мыслителей того времени, разрабатывавших концепции данного направления.

 

alt

Никколо Макиавелли

политическая мысль эпохи Возрождения Никколо МакиавеллиВ наибольшей степени на слуху имя Никколо Макиавелли, итальянского общественного и литературного деятеля, жившего во второй половине XV – первой четверти XVI столетий. Фамилия этого политического теоретика прочно стала ассоциироваться с понятием безнравственности в политике, с принципом «цель оправдывает средства». Макиавелли действительно заявлял, что в определённых ситуациях политик должен руководствоваться в первую очередь не моральными, религиозными и личными побуждениями, но соображениями практической выгоды.

Макиавелли вообще одним из первых заявил, что политику нужно очистить от доминирующего положения нравственных и философских норм и догм, так как политика является самостоятельной областью знания и практики. Хотя на самом деле флорентиец лишь зафиксировал то, что видел в действительности: государственные деятели и правители во все времена в действительности использовали принцип «цель оправдывает средства», пусть и на словах декларировали нечто иное. Макиавелли решил придать этому официальный характер. К тому же он отнюдь не был приверженцем тирании: идеалом государственного устройства для него была республика, в которой граждане обладали реальными политическими правами, подкрепляемыми собственностью и образованностью. Но, по мнению мыслителя, анархия, слабая власть и междоусобная борьба значительно хуже ситуации, когда есть сильный и жёсткий правитель, способный обеспечить закон и порядок.

Макиавелли внёс вклад в общественную мысль ещё и тем, что стал первым европейским философом, отстаивавшим практическое воплощение идеи всеобщей воинской повинности вместо концепции наёмной армии.

alt

Эразм Роттердамский

политическая мысль эпохи Возрождения Эразм РоттердамскийЭразм Роттердамский (современник Макиавелли) не ответственен лично за какие-либо конкретные политические учения эпохи Возрождения. Однако его авторитет как главного гуманистического мыслителя Европы был настолько силён, что оказывал влияние на политическую мысль и даже практику того времени.

Эразм, крупнейший знаток и популяризатор античного духовного наследия, был сторонником идеи свободы человеческой личности, которая должна проявляться в своём всестороннем развитии. Следовательно, он не признавал социальные формы порабощения личности, выражавшиеся, прежде всего, в феодальной зависимости значительной части европейского населения. Кроме того, Эразма можно считать одним из первых космополитов: будучи уроженцем Нидерландов, он долгое время жил и работал в Германии, затем во Франции – но нигде не проявлял себя приверженцем национального патриотизма, активно зарождавшегося в различных странах. Поэтому его в определённой степени можно считать одним из предвестников европейской интеграции.

При всём своём свободомыслии он, однако, не был сторонником резких общественных и религиозных преобразований, поэтому выступал против начавшей Реформации и вызванной ею череды общественно-политических возмущений.

alt

Томас Мор

политическая мысль эпохи Возрождения Томас МорПолитическая философия эпохи Возрождения положила в копилку мировой мысли такое новое явление, как политический утопизм, классиком которой является английский писатель и государственный деятель Томас Мор (последняя четверть XV века – первая половина XVI столетия). Его идеи в наиболее красочной форме отражены в романе «Утопия», название которого стала нарицательным для обозначения всего философского направления.

Мор с равным красноречием и проницательностью критиковал общественно-экономическое неравенство современной ему действительности и предлагал теоретическую модель идеального общества будущего. В современности он видел деспотическую королевскую власть, ничем не ограниченную; абсолютное порабощение крестьянства, превращённого в почти рабов; беспощадную эксплуатацию рабочих и ремесленников, из которых выжимали все соки за гроши; лицемерие католического духовенства, которое не только материально обогащалось, но и не давало обществу развиваться духовно. Решить эту проблему Мор предлагал кардинально – с помощью отмены частной собственности.

политическая мысль эпохи Возрождения Томас Мор УтопияОписанный им фантастический идеальный город-государство Утопия это конфедерация городов-республик, формально управляемая монархом. Все должности в государстве выборные, а принять участие в выборах как в качестве кандидата, так и в качестве избирателя может любой. Частной собственности нет, зато все люди должны заниматься ручным физическим трудом по шесть часов в сутки, чтобы не выматываться. Денег также нет, производство контролируется государством, которое и распределяет всё необходимое в зависимости от нужд каждого гражданина.

В качестве главной парадигмы духовно-интеллектуального развития выступает гуманизм, основанный на изучении всех известных наук и видов искусства. Разумеется, в идеальном обществе все должны быть грамотными, чтобы иметь возможность осуществлять разную работу, а также выполнять деятельность на государственных постах в случае победы на выборах.

В отношении религиозного вероисповедания Мор выступал за толерантность, то есть свободное исповедание любой религии – при этом в его модели государства был недопустим атеизм как отрицание самого существования Бога. Религиозный фактор не должен был оказывать влияние на государственные и общественные дела. Революционным предложением Томаса Мора было наделение женщин абсолютно всеми теми правами, которыми должны были пользоваться мужчины.

Александр Бабицкий


 
Самое обсуждаемое
Всем или почти всем из нас хочется знать, что же будет там, за гранью, ждёт ли там ещё какая-то,
Слово полтергейст пришло к нам из немецкого языка, в переводе оно означает «шумный дух». Случаи
Почти всегда, когда говорят о цунами, подразумевают морские (чаще всего - океанские) цунами,