Культура эпохи Возрождения: красиво жить не запретишь

культура эпохи ВозрожденияЭпоха Возрождения (XV – начало XVII века) характеризуется кардинальными изменениями в мировоззрении европейских интеллектуалов, повлекшими перемены практически во всех сферах жизни. Культура эпохи Возрождения включает в себя не только живопись, скульптуру и другие направления изобразительного искусства. Особенности культуры эпох Возрождения проявлялись и в других областях, начиная от музыки и танцев и заканчивая модой и бытовой средой. Ренессанс стал в подлинном смысле слова образом жизни европейской элиты того времени, постепенно распространяя своё воздействие и на широкие массы населения.

alt

Литература эпохи Возрождения: больше национального, меньше религиозного

культура эпохи Возрождения Мартин Лютер
Мартин Лютер

Наиболее сильное визуальное воздействие на современников оказывало, конечно, изобразительное искусство Ренессанса. Помимо того, что оно было доступно большему количеству людей, так оно ещё и воспринималось достаточно широким кругом зрителей. Но художественная культура эпохи Возрождения невообразима без литературных произведений того времени. Именно в литературе созревали и развивались те гуманистические принципы и идеалы, которые и определяли содержание эпохи. Естественным образом первоначально самыми популярными среди творцов Ренессанса были художники, чьи произведения наглядно выражали гуманистические идеалы. Но через некоторое время стало очевидно, что наиболее влиятельные деятели культуры эпохи Возрождения это литераторы и философы, то есть авторы письменных произведений.

культура эпохи Возрождения Уильям Шекспир
Уильям Шекспир
 

Писатели эпохи Возрождения отличались широтой затрагиваемых вопросов и оригинальностью подходов. Так, итальянца Франческо Петрарку интересовали вопросы осознания собственной личностной неповторимости и возвышенная духовная любовь к прекрасной возлюбленной. Жителя Северной Европы Эразма Роттердамского волновали общефилософские и насущные социально-политические проблемы.

Немец Мартин Лютер весь свой литературный дар употребил на разрешение сложнейших богословских догматических вопросов и противоречий, что в итоге привело к формированию новой ветви христианства. Но всех литераторов Ренессанса интересовали общие вопросы свободы воли человека, его достоинства, его подверженности ударам судьбы и способности или не способности её изменить, человеческие переживания, эмоции и поиски смысла жизни. Наиболее ярко эти исследования человеческой природы отразили в своих произведениях самые выдающиеся поэты эпохи Возрождения, такие как Лопе де Вега и Уильям Шекспир.

alt

Мода эпохи Возрождения: не сексуальная революция, но всё же…

культура эпохи ВозрожденияНо культура Европы в эпоху Возрождения развивалась не только в «высоких» видах искусства, она находила свои выражения и в повседневной, прикладной жизни. Весьма любопытными являются те изменения, которые по сравнению со Средними веками претерпела одежда эпохи Возрождения. В первую очередь костюм эпохи Возрождения потерял значительную часть своего социального «багажа». В эпоху Средневековья одежда была точным способом идентификации социального сословного положения её владельца. Зачастую человек незнатного происхождения, даже имея достаточно средств на приобретения роскошных одеяний, не имел права их носить. Такая одежда была привилегий высших сословий и её «присвоение» расценивалось как преступление.

Костюмы эпохи Возрождения, включая самые вычурные, модные и дорогие, мог носить любой желающий, лишь бы позволяли финансовые возможности. Помимо этого в одежде нашли отражение теоретические и эстетические идеалы Ренессанса. С одной стороны, было невозможно игнорировать распространение идей о том, что «золотым веком» являлась античность. Принципы пропорциональности и симметрии нашли отражение не только в архитектуре, но и в моде. Средневековый костюм составлялся исходя из двух основных соображений: практичности и роскоши. В силу этого блестящим и модным в те времена мог считаться довольно безвкусный и не обладающий целостностью, но зато предельно богатый костюм.

В эпоху Возрождения одеяние должно было быть придумано и сшито таким образом, чтобы всего его части были пропорциональны и симметричны как по отношению друг к другу, так и по фигуре. С другой стороны, для Ренессанса свойственен культ человеческого тела. В одежде он проявился посредством придания костюмам более естественных и отображающих естественные изгибы тела форм. Наконец, стало практически обязательным присутствие в одеянии открытых участков, которые позволяли увидеть обнажённую кожу человека. Именно с тех пор в женской моде появились платья с открытыми плечами и декольте, что в предыдущую эпоху было невообразимо.

alt

Бытовая европейская культура эпохи Возрождения

культура эпохи ВозрожденияБыло бы странно, если бы повсеместное влияние гуманистических идеалов и эстетических принципов Ренессанса обошло стороной бытовую и развлекательную составляющие жизни людей того времени. Речь, разумеется, идёт об элите общества, о знати, интеллектуалах и преуспевающих торговцах и ремесленниках, обо всех тех, кто располагал немалыми деньгами. Повседневная жизнь простых людей изменилась мало. Интерьер эпохи Возрождения характерен для богатых домов, в которых стало ощущаться влияние античных мотивов. Наиболее наглядно это выразилось в новой мебели. Мебель Ренессанса стали создавать практически с тех же эстетических позиций, что и архитектуру эпохи.

Мебель стала, возможно, менее практичной, однако она стала соответствовать законам симметрии и пропорциональности, в её декоративных элементах стали использоваться архитектурные детали. Так, ножки столов, скамей и стульев стало модно выполнять в форме колонн. Мебель стала покрываться всевозможным орнаментом, а в некоторых случаях даже скульптурными композициями. Также обязательной частью интерьера стала живопись: именно с эпохи Возрождения появилась практика развешивать на стены картины различного размера и жанровой направленности. Кроме картин часто стали использовать гобелены с вышитыми изображениями, а также, если речь идёт об особенно богатых домах и дворцах, настенные росписи-фрески, обычно с сюжетами из античной мифологии или пейзажи.

культура эпохи ВозрожденияКультура Италии в эпоху Возрождения оказала влияние и на хореографическое искусство. К моменту начала гуманистической революции европейский танец был довольно строго разделён на народный и придворный. Первый представлял собой довольно свободный вид хореографии, не имевший строгих правил и ограничений, отличавшийся значительным разнообразием движений и большей степенью динамизма. Придворные танцы представляли собой скорее степенное перемещение шагом, составлявшее определённые хореографические фигуры, под размеренную степенную музыку. Из этих танцев были исключены любые намёки на какой-нибудь фривольный подтекст в отношениях между мужчинами и женщинами. Танцы эпохи Возрождения это своеобразный симбиоз народной и придворной хореографических традиций.

В Италии были чрезвычайно популярны карнавалы, в ходе которых устраивались массовые пляски. Знать стала активно участвовать в карнавалах, благодаря чему некоторые элементы этих танцев были перенесены в салонную хореографию, которая стал динамичнее. Хотя в целом придворные танцы эпохи оставались размеренными – например, известный плавный бас-данс. При этом появились и более энергичные танцы, например, мориско, который напоминал народные пляски, правда, исполнялся только мужчинами.

Александр Бабицкий


 
Самое обсуждаемое
Почти всегда, когда говорят о цунами, подразумевают морские (чаще всего - океанские) цунами,
Всем или почти всем из нас хочется знать, что же будет там, за гранью, ждёт ли там ещё какая-то,
Слово полтергейст пришло к нам из немецкого языка, в переводе оно означает «шумный дух». Случаи