В реальности описанной в эпических поэмах Гомера Троянской войны современные историки уже не сомневаются. Скорее всего, действительная боевая операция коалиции эллинских государств против малоазиатского города Троя, занимавшего важное положение на военных и торговых путях Восточного Средиземноморья, не была настолько масштабной. Однако повествование о ней, содержащееся в «Илиаде» и «Одиссее», имело огромное значение для древнегреческой культуры, религии и самосознания. Потому и начало Троянской войны, описанное Гомером, стало очень важным сюжетом мирового искусства.
«Ищите женщину» по-древнегречески
Миф о начале Троянской войны, переданный древним поэтом, играет немалую роль в популярности распространённых представлений о том, что если не все, то многие беды имеют причину в женщинах. Стихотворная история гласит, что Троянской войны не было бы, если бы на одно из торжеств, собравших олимпийских богов, пригласили бы Эриду. Но так как она было богиней раздора и склок, с ней решили не связываться. Оскорбленная и движимая решимостью отомстить, Эрида подбросила на пир золотое яблоко с надписью «Прекраснейшей». Конечно же, на такой трофей сразу нашлось несколько претенденток: богиня домашнего очага и материнства Гера, супруга Зевса, богиня правосудия Афина и богиня любви Афродита. Рассудить их они потребовали Зевса.
Верховный бог и громовержец, лично предпочитавший Афродиту, проявил смекалку и не стал наживать себе неприятностей, так как Гера была его женой, а Афина дочерью. Поэтому он переложил бремя выбора на Париса, сына царя Трои Приама. Каждая из богинь сулила арбитру нечто ценное в случае его «правильного» решения – в общем, типичный пример коррупции на самом высшем, олимпийском, уровне. Гера обещала Парису власть над всей Азией. Афина гарантировала ему непобедимость в боях и мудрое царствование. А Афродита просто заявила, что обеспечит юноше любовь самой красивой женщины мира. Парис находился в юных горячих летах, поэтому предпочёл любовь и отдал золотое яблоко Афродите.
Богиня любви сдержала слово и отправила Париса в Спарту, где и жила прекраснейшая из женщин – Елена Прекрасная, жена спартанского царя Менелая. Менелай принял троянского царевича с распростертыми объятьями и подружился с ним до такой степени, что когда царю потребовалось срочно отплыть на Крит, он без раздумий оставил гостя в своём доме. Тут-то Афродита и внушила Елене любовь к Парису, уговорив ту изменить мужу и сбежать вместе в Трою . Попутно, чтобы не путешествовать налегке, Парис прихватил и значительную часть царской казны.
Вернувшись и обнаружив недостачу как в спальне, так и в государственном бюджете, Менелай обоснованно расстроился и разгневался. Гера и Афина, поджидавшие случая отомстить Парису, приложили все божественные усилия, чтобы помочь Менелаю собрать общегреческую армию. Она должна была отправиться в Трою и отомстить за Менелая и всех греков.
Долгое начало долгой войны
С исторической точки зрения за этим красочным и драматичным сюжетом, судя по всему, скрываются назревшие военно-экономические противоречия между государствами Древней Греции и малоазиатскими городами. Дело было не в оскорблённой чести мужа, а в стремлении получить богатую добычу в результате грабительского похода на преуспевающий торговый город и тем самым уничтожить его как экономического конкурента. Возможно, история о похищенной троянцами у одного из греческих царей жене даже имела место быть, однако в любом случае она была лишь формальным поводом для военного похода. Данная военная операция была составной частью экспансии ахейцев на азиатском и африканском побережье Средиземного моря. Эта экспансия получила отражение в древнеегипетских исторических источниках, где захватчики названы «народами моря». Любопытно, что часть «народов моря» захватила территорию современной Палестины и обосновалась там, став филистимлянами, будущими заклятыми врагами ветхозаветного Израиля.
Согласно же эпосу Менелай не мог самостоятельно призвать царевича Трои к ответу за жестокое оскорбление и ограбление. Троя была хорошо укреплённым городом с сильной армией. Даже поход объединённых сил Менелая и его брата Агамемнона, царя Микен, мощнейшего из греческих государств того времени, не мог привести к нужному результату. Требовалось собрать военные силы всех греческих царств.
Менелай и Агамемнон долгое время собирали коалицию, объезжая государства и уговаривая их правителей присоединиться к ним. Коалиция была собрана, хоть и огромными усилиями: некоторые правители не присоединились к походу, другие, словно царь Итаки Одиссей, притворявшийся сумасшедшим, активно сопротивлялись. Наконец флот из 1186 кораблей (в «Илиаде» Гомер с точностью военного статистика описывает количество и вооружение кораблей) был готов к отплытию к азиатским берегам. Но и здесь грекам пришлось прождать довольно долго. Для начала они сбились с курса и высадились вместо Троады (окрестностей Трои) в другой стране Малой Азии, Миссии. Здесь правил дружественный им царь Телеф, считавшийся потомком Геракла. Однако в неразберихе греки напали на Телефа. Битва была долгой и кровопролитной, пока Ахиллес, самый могучий из греческих героев, не ранил Телефа и не обратил его войско в бегство.
Флот снова отплыл к Трое, но попал в мощнейший шторм, разметавший все корабли и отбросивший уцелевшие обратно к греческим берегам. Повторный старт похода долго не удавался из-за сильных противных, то есть дующих навстречу движению, ветров, останавливающих корабли. Признанный главнокомандующим Агамемнон вспомнил, что в своё время обещал богине Артемиде принести в жертву свою дочь Ифигению и не сдержал клятву . Рассудив, что противные ветра являются следствием гнева Артемиды, после долгих дней простоя в гавани, когда остальные греки уже были готовы плюнуть на всё и разойтись по домам, царь Микен решает выполнить страшную клятву.
Сюжета о жертвоприношении Ифигении у Гомера нет, он приводится в трагедии Еврипида. В последний момент, когда вооруженная ножом рука уже была занесена над дочерью царя, Артемида сжалилась, забрала девушку себе, а в жертву принесли лань. Ветры улеглись, греческий флот отплыл и через некоторое время достиг берегов Троады. Здесь греки вступили в тяжёлый бой с армией Гектора, старшего сына троянского царя Париса. Благодаря доблести Ахиллеса греки смогли закрепиться на берегу и обустроить военный лагерь. Началась осада Трои и Тронская война, которой суждено было продлиться десять лет.
Александр Бабицкий