Более двухсот храмов, посвященных поклонению Митре, были найдены от Великобритании до Сирии, вдоль Рейна и в Италии. Они расположены под христианскими церквями и далеко в естественных пещерах, с образами, которые остаются постоянными по всей огромной территории и были сохранены в течение тысяч лет. Подъем христианства привел культ Митры к упадку, и то, что осталось, - это несколько дразнящих ключей к разгадке того, что лежит в основе этого тайного культа.
Происхождение культа
Сегодня о почитании Митры думают как о «митраизме», но это довольно новое название. Более старые ссылки на эту религию называют ее либо Мистерии Митры, либо даже Мистерии Персов, что делает ясной связь между богом и его персидскими корнями. Культ имел большой оплот в Римской империи, а те римские субъекты, которые практиковали его, считали себя персами в культурном отношении. Эти древние римляне проследили происхождение их культа до Зороастра, но где зародился культ, гораздо менее ясно.
Примерно за двести лет до 2800 г. до н.э., Митрас (который также известен как Митра, Мехер, Мейтрос, Михра и Мехр) упоминается в случайном тексте с небольшим количеством реальной информации или контекста. Считается, что 2800 г. до н.э. является неким поворотным моментом в карьере Митры как культового бога, но никто по-настоящему не уверен, что вызвало довольно стремительный рост его популярности.
После этого года есть довольно большой разброс ссылок, растянувшихся с востока, из Китая, на запад через Европу, а затем по всей Римской империи. К тому времени, когда империя была в самом расцвете, были сотни храмов, посвященных Митре и разбросанных по всей территории империи, и даже когда популярность Митры была утрачена, пещеры, используемые для поклонения ему, остались святыми местами. Один из самых больших храмов, когда-либо найденных в Италии, имеет религиозное значение и сегодня: над ним была построена Церковь Святого Климента.
Оригинальный персидский Митра был далек от того, который часто изображался на европейских фресках. Известный как Посредник, он занял позицию между Ахура-Маздой, светом, и Ариманом, тьмой. К тому времени как он был принят армянами, он стал ассоциироваться с пещерами, которые стали неотъемлемой частью последующего поклонения ему. Согласно их традиции, он ограничил себя пещерой и выходил только один раз в год во время символического возрождения. Он дошел до Китая с расширением Персидской империи, но по какой-то причине Греция была практически нетронута культом Митры.
Распространение культа Митры в Риме
Хотя, как представляется, данный культ обычно распространялся с расширением персидской, а затем римской культуры, введение культа Митры в Италии прошло странным образом. По словам Плутарха, киликийские пираты впервые принесли эти обряды в Италию, когда они начали нападать на римские корабли в первом веке до нашей эры. Только во время правления Помпея Рим действительно одержал верх над пиратами, а уцелевших членов их банд переместили в Италию после их поражения. (Но нет уверенности в том, что эта история правдива, так как предполагаемая хронология Плутарха подразумевает только введение культа Митры в то время, когда археологические находки предполагают уже укоренение культа на этой территории.)
Даже если киликийские пираты действительно принести свою религию в Рим, это не столь однозначный факт. Один из выдающихся исследователей культа Митры, Франц Кюмон, выдвинул идею о том, что римский Митра был тем же, что и Ахура-Мазда. Но некоторые существенные различия, возможно, следует принять во внимание. Например, персидский бог, имеющий дело в основном с договорами, законом, а также с переговорами, и римский бог, являющийся богом солнца, позволяют предположить, что римская версия культа ушла от первоисточника гораздо дальше. Части персидской религии до сих пор находят в Риме, но они не дают полной картины.
Так в чем же дело? Никто в действительности не может сказать точно. Некоторые, к примеру, религиовед Лютер Мартин и исследователь Роджер Бек, подозревают, что проблема возникла в отношениях. В то время как римляне думали, что они были на вершине мира, была также идея, что восточные культуры обладали древними знаниями. Принятие Митры в форме его имени и в нескольких других отношениях, а затем превращение его в своего собственного бога, возможно, было сделано в попытке сохранить свою «римскую идентичность» при немалом интересе к древним знаниям.