Созвездия
Образ Митры, убивающего быка, - тавроктония - является наиболее распространенным изображением, связанным с этой религией. Оно всегда имеет странную специфику, с Митрой в том же положении, с теми же элементами самого быка и скорпиона, и на рельефах он всегда в сопровождении двух других фигур, называемых Cautes и Cautopates. Лев и чаша иногда тоже присутствуют, и большинство из неповрежденных рельефов обрамлены аркой. При всех примерах данного изображения, которые были найдены, никто никогда не находил ни одного текста какой-либо эпохи Митры, рассказывающего, как этот образ должен был быть интерпретирован или почему он так конкретен.
Согласно сочинениям римского философа Порфирия, Митра был символом фигуры Марса и был привязан к созвездию Овна. Бык был, конечно же, созвездием Тельца, связанным с планетой Венера. Скорпион, Лев и Близнецы – также созвездия, и сейчас считается, что образы культа изображали именно то, что люди видели в ночном небе. Скорпион всегда жалит Быка, который всегда стоит с изогнутой передней ногой, как это и изображается в созвездии. Змея находится в том же положении, что и Гидра, и даже эпизодические изображения Льва можно объяснить идеей, что только созвездия, которые пересекали экваториальную линии, были достаточно важными, чтобы быть включенными в данные изображения. Лев иногда был на этой линии, а иногда нет, в зависимости от точки зрения наблюдателя.
Это кажется достаточно логичным, но до сих пор не известно точно, кто был сам Митра. Орион может показаться кандидатом номер один, но его позиционирование является неправильным. Если эти изображения представляют собой карту ночного неба, Митра должен быть под быком, а не над ним, и его традиционное оружие также является неправильным. Есть другая фигура в ночном небе, которая также одета во фригийский колпак и которая находится в правильном положении, чтобы быть Митрой: это Персей. Если Персей был вдохновением для образа Митры, он также объясняет один из самых странных элементов рельефов Митры. Нанося смертельный удар быку, Митра смотрит в другую сторону от него, что соответствует именно тому, как Персей располагается в ночном небе.
Cautes и Cautopates
В своих известных изображениях Митра никогда не одинок. По обе стороны от него стоят близнецы, называющиеся Cautes и Cautopates. Некоторые надписи на рельефах называют их по имени, поэтому известно, что это за имена и чье есть чье: Cautes держит факел в вертикальном положении, в то время как Cautopates держит его вверх ногами. В некоторых примерах Cautes показан с головой быка, а Cautopates держит скорпиона, подтверждая идею о том, что они связаны с созвездиями, объединяя изображения со входом Солнца в Зодиак во время весеннего и осеннего равноденствия.
То, что неизвестно, - откуда появились близнецы, что означают их имена, откуда их имена произошли. О них нет упоминания в оригинальной персидской и зороастрийской мифологии, и даже если их имена должны звучать по-ирански, они таковыми не являются. Прослеживание происхождения имен означает долгие лингвистические поиски, но к тому времени, когда вы продеретесь через древнегреческий, турецкий и иранский язык, ближе всего, возможно, вы сможете подойти как к основе для данных имен к словам, которые можно перевести как «куча» и «коллапс кучи». А такая трактовка сомнительна.
Нет уверенности и в том, что они должны собой символизировать. Одно из объяснений - то, что Cautes представляет рассвет, Митра (всегда между ними) является полуденным солнцем, а Cautopates является закатом. Также есть предположение, что Cautes – это рождение, Митра - жизнь, и Cautopates - смерть. Что делает все еще более сложным, так это то, что иногда обе фигуры держат свои факелы в правильном положении. Никто не знает, должны ли они оба быть Cautes или есть какой-то другой смысл этих образов, который, вероятно, потерян навсегда.
Львиноголовые статуи
В то время как данный культ определенно сосредотачивается на фигуре Митры, есть еще одна фигура на центральном месте культа - и никто не знает, кто это. Фигуры были найдены в форме идолов и статуй, и, имея некоторые различия в изображении, они в основном представляют собой одно и то же. Фигура имеет голову льва, крылья, сложенные на спине, а иногда спереди, змею, обернутую вокруг от щиколоток до груди. Фигура иногда держит меч, посох, ключ или факел, а иногда в изображение включены уже знакомые фигуры зодиака. Рот льва всегда открыт, и некоторые фигуры имеют отверстие, вырезанное во рту.
Никто не знает, кто это должен быть или что он собой представляет. Некоторые думают, что это зороастрийский бог времени по имени Зурван. Зурван был вечным богом, стоящим в прямой оппозиции к Ариману, злому духу.
Другие считают, что он должен быть самим злым духом. Некоторые надписи относятся к сжиганию благовоний внутри статуи, чтобы создать образ огнедышащего зверя, и образ самого льва, похоже, предполагает демоническую природу, по крайней мере, в соответствии с зороастрийской традицией. И змеи имеют долгую историю как символы зла, но ответ может также лежать в трудах другого таинственного культа. Таинственный культ Езидов Ирака и Армении использует змей, как образ Разрушителей-Творцов, а рукопись из иранской провинции Луристан рассказывает историю злого существа, чье имя переводится как «Львиноподобный Бог».
Львиноголовая фигура, как полагают, представляет собой все, что находится за пределами зодиака, который значит так много в митраических учениях. Она может быть привратником, может быть злым существом, держащим ключи к знанию или к небесам, или она могла иметь какое-то отношение к связыванию и отпусканию душ.