Испытание на выносливость
Неотъемлемой частью древней Спарты и одной из ее самых ужасных практик было так называемое испытание на выносливость или Diamastigosis (бичевание). Эта традиция, как утверждалось, установилась в память о времени, когда люди из соседних поселений убивали друга у алтаря Артемиды. С этого момента человеческие жертвы приносились здесь ежегодно. Со времен Ликурга однако, - знаменитого полумифического спартанского законодателя, живущего в 7 в. до н.э. – в церемонии в святилище Артемиды Орфии участвовали только эфебы (мальчики-подростки, получающие спартанское воспитание), которых секли, пока от их крови полностью не окрашивались ступени алтаря. В ходе этого действа на алтарь возлагались сыры, и мальчики должны были дотянуться и взять их. Старшие окружали их с палками и кнутами в руках, стегая и избивая их без всякой пощады. Эта традиция была фактически инициирующей церемонией, после которой эфебы принимались в общество в качестве полноправных спартанских воинов и граждан. Последний устоявший мальчик получал большие почести за свою храбрость. Смертельные исходы также не были редкостью на этом мероприятии.
Во время римской оккупации Спарты традиция Diamastigosis продолжалась, но потеряла большую часть своей церемониальной важности. Вместо этого она стала любимым видом спорта. Люди со всей Империи стекались в Спарту посмотреть, как молодых людей избивали таким зверским способом. В 3 веке нашей эры вокруг святилища был построен театр, где зрители могли наблюдать за бичеванием.
Криптия
Когда эфебы достигали двадцатилетнего возраста или около того, тем из них, кто был выделен в качестве потенциальных лидеров, предоставляласьвозможность принять участие в Криптии. Это была своего рода тайная полиция или, по крайней мере, ближайший к ней спартанский вариант. Это напоминало партизанские отряды, поскольку их главной целью было выслеживать и терроризировать местные поселения илотов. Во время своего расцвета в течение 5 века до н.э. Спарта имела около десяти тысяч мужчин, способных носить оружие, в то время как илоты превосходили их численно в семь раз. Это был обоюдоострый меч для спартанских граждан. С одной стороны, илоты обеспечивали спартанцев всей необходимой пищей, освобождая их от подобных забот, давая им возможность полностью посвятить себя военному делу. С другой стороны, спартанцы постоянно находились под угрозой бунтов со стороны илотов. Этот непрерывный риск восстания был также главной причиной, почему спартанцы создали такое высоковоенизированное общество, в котором каждый спартанец по закону становился солдатом.
Каждую осень молодые солдаты получали возможность проверить свои навыки, когда спартанские эфоры неофициально объявляли войну илотам. Ночью члены Криптии, вооруженные ножами, выпускались в ближайшие поля. Им приказывалось убивать любого илота, с которым они столкнутся, особенно самых сильных из них. Эта ежегодная резня низшего класса обеспечивала послушание илотов, а также контролировала их численность. Только те молодые спартанцы, которые принимали участие в этом отвратительном ритуале, могли надеяться в один прекрасный день достичь высоких чинов в армии и обществе. На протяжении остальной части года эта «тайная полиция» патрулировала местность в поисках каких-либо признаков волнений. Любые потенциально проблемные илоты без промедления убивались.
Обязательный брак
Хотя это и не может быть истолковано как нечто особо ужасающее, обязательное вступление в брак в возрасте до тридцати лет является тем, что многие сегодня считают довольно пугающим. Вплоть до тридцатилетнего возраста все спартанские мужчины жили в общих бараках и составляли действующую военную силу могучего города-государства. Затем они освобождались от своих обязанностей, но действовали в качестве резервной силы, пока не достигали шестидесяти лет. В любом случае, тридцать лет был возраст, когда все граждане мужского пола были более или менее вынуждены связать себя узами брака, если они еще не сделали этого.
И так как спартанцы считали брак, в первую очередь, но не исключительно, средством зачатия новых солдат, девушки, как правило, вступали в брак около девятнадцати лет (позже, чем другие греческие девушки). Холостякам предлагалось оценить здоровье и физическую форму своих будущих супруг. Но даже если договоренность о браке была достигнута между будущими мужем и тестем, это вовсе не означало, что девушка не имела никакого права голоса в этом вопросе. В конце концов, спартанские женщины были равны своим мужчинам в большей степени, чем во многих странах даже сегодня.
В случае если спартанский воин женился прежде окончания своей действительной военной службы, до достижения тридцати лет, он жил отдельно от своей жены. Точно так же, если человек оставался холостяком после выхода в резерв, он осуждался в пренебрежении своими обязанностями по отношению к самой Спарте и публично высмеивался при любой возможности, особенно во время официальных церемоний. Если по какой-то причине спартанец был не в состоянии иметь детей, он должен был найти соответствующего другого воина, который мог их иметь. Были даже случаи, когда женщины имели несколько партнеров и коллективных детей, принадлежащих всем.