Спартанское оружие и доспехи
Ядром любой древнегреческой армии, включая Спарту, были гоплиты, тяжеловооружённые пехотинцы. Это были граждане своих городов-государств, с достаточным количеством материальных средств для снаряжения. Но в то время как гоплиты других городов не были профессиональными солдатами и им часто не хватало военной подготовки, солдаты Спарты были выращены исключительно для войны, и ничего больше не делали в своей жизни. И в то время как другие греческие города-государства строили массивные стены, чтобы защищать себя, Спарта была знаменита тем, что стен у нее не было, так как ее защитой были гоплиты.
Главным оружием каждого гоплита, независимо от его происхождения, было копье (dory). Эти копья были длиной около 2,44 м и держались одной рукой, или над, или под нею. Наконечник копья был сделан из бронзы или железа, а древко из древесины кизила. Эта древесина была особенно популярной из-за своей плотности и прочности. Она настолько плотная, что тонет в воде. В левой руке гоплиты держали свои знаменитые круглые щиты, гоплоны. При весе около 13,6 кг они использовались в основном для обороны, но также и для нанесения ударов. Щиты были сделаны из дерева или кожи с наружным слоем из бронзы. Спартанцы отмечали их буквой лямбда, обозначающей Лаконию, название области, в которой находилась Спарта.
Когда их копья ломались или битва не позволяла использовать их, гоплиты в первом ряду пользовались своими ксифосами. Это были короткие мечи, около 43 см в длину, которые использовались для колющих ударов из-за щита. Спартанцы, однако, в основном предпочитали кописы ксифосам, из-за страшных ран, которые они наносили. Копис использовался для рубящих ударов, он выглядел как широкий, изогнутый железный меч, и спартанцы часто изображались на предметах афинского искусства, держа такой меч. Для дополнительной защиты они носили бронзовые шлемы, защищающие голову, затылок и лицо, а также нагрудник из бронзы или кожи. Также воины надевали бронзовые наголенники, кнемиды, и наручники, защиту для рук.
Фаланги
Одним из признаков того, что цивилизация достигает определенной точки в своем развитии, является способ, каким ее армия ведет войну. Племенные общества, к примеру, как правило, сражались свободными образованиями, каждый воин махал огромным тесаком или топором над головой, запугивая врага, и искал на поле боя личной славы. Но более продвинутые сообщества сражались компактными формированиями, причем каждый отдельный солдат имел свою конкретную роль в более широкой стратегии. Римляне делали именно так, и так же делали древние греки. На самом деле, знаменитые формирования римского легиона происходили от греческих фаланг.
Гоплиты были организованы в полки из нескольких сотен человек по восемь рядов и более. Это то, что известно как фаланга. Мужчины стояли плечом к плечу со щитами, закрывающими левую половину тела, а также правую сторону солдата рядом с ним. Над их щитами и между их головами был буквально лес из копий, выступающих наружу. Фаланга двигалась с пешей скоростью или чуть быстрее, как правило, сопровождаемая ритмичной музыкой и боевыми криками; этому спартанцы интенсивно обучались во время агогэ. Так как греческие города часто воевали между собой, фаланги, как правило, сталкивались друг с другом в бою и в этом случае они толкали и кололи противника, пока одна из сторон не выходила победителем. Это во многом напоминало кровопролитную версию регби. Тем не менее, эта формация была успешно использована, например, против персов и много раз.
Но самая большая ее слабость, однако, была ее левый фланг. По мере того как фаланга продвигалась и каждый человек стремился удержаться за щитом своего соседа, образование имело тенденцию к сдвигу вправо, в результате чего левый фланг подвергался опасности. Поэтому хороший командир всегда ставил своих лучших воинов со своего правого фланга, чтобы воспользоваться этой возможной ситуацией и в конечном итоге выиграть битву.
Они не знали, что такое сдаваться
Частью обучения спартанцев крайней степени преданности было их презрение к трусости в первую очередь, солдаты должны были сражаться без какого-либо чувства страха. Даже до последнего человека, если это было необходимо. По сути, акт капитуляции рассматривался как проявление трусости. Если, что было маловероятно, спартанский гоплит делал такуюнемыслимую вещь, это, скорее всего, приводило его в дальнейшем к самоубийству. Древний историк Геродот упоминает о двух спартанцах, которые не участвовали в знаменитой битве при Фермопилах и позже, сгорая от стыда, убили себя. Один повесился, а другой умер искупительной смертью во время последующего сражения за Спарту.
Матери спартанцев, как известно, говорили своим сыновьям: «Возвращайся со щитом или на щите», прежде чем они уходили в бой, имея в виду, что они должны вернуться либо победителями, либо мертвыми. В Спарте считалось, что человек полностью выполнил свой долг, если он сражался и погиб за нее. Мужчины, умерев в бою, а спартанские женщины во время родов. На самом деле, только эти две группы людей считались достойными иметь могилы со своими именами, навечно выгравированными на них.