Тридцать тиранов
Спарта была известна желанием распространить свои утопические взгляды на соседние государства. Первым из таких государств была Мессиния на западе, которую Спарта победила в 7-8 веках до нашей эры, превратив ее жителей в своих илотов. Позже спартанцы стали смотреть и в сторону самих Афин. Во время Пелопоннесской войны (431-404 гг. до н.э.) спартанцы не только победили их, но также наследовали их морское превосходство на Эгейском море – то, чего у Спарты никогда не было. Отказавшись сравнять Афины с землей, как это было предложено фиванцами и коринфянами, спартанцы вместо этого решили изменить город на свой вкус.
Чтобы добиться этого, они установили проспартанскую олигархию в Афинах, печально известную как Тридцать тиранов. Их главная цель состояла в том, чтобы пересмотреть или в большинстве случаев полностью убрать основные афинские законы ради своего собственного стиля демократии. Они реформировали структуру власти, уменьшая права большинства граждан, и назначили пятьсот советников выполнять судебные функции, ранее принадлежащие всем гражданам. Кроме того, они выбрали три тысячи афинских мужчин для «участия в управлении», которым было дано больше привилегий, чем остальным. В течение тринадцатимесячного спартанского режима около пяти процентов всего афинского населения погибло или просто исчезло, много имущества было конфисковано, а многие проафинские демократы были изгнаны из города.
Бывший ученик самого Сократа, Критий, лидер Тридцати тиранов, считался жестоким и совершенно негуманным человеком, стремившимся сделать Афины зеркальным отражением Спарты всеми способами. Подобно практике Криптии в Спарте все, кто считались угрозой для нового порядка в Афинах, быстро уничтожались. Кроме того, были наняты триста воинов с хлыстами, чтобы патрулировать город, терроризируя население и приводя его в подчинение. Около полутора тысяч самых выдающихся деятелей Афин, неугодных спартанскому режиму, были вынуждены принять яд цикуты.
Интересно, что, чем более жестокими тираны были с населением города, тем больше противодействия они встречали. Такое состояние дел, в конце концов, привело к успешному восстанию тринадцать месяцев спустя под руководством Фрасибула, одного из немногих, кому удалось скрыться в изгнании. С афинской реставрацией вышеназванные три тысячи граждан получили амнистию, в то время как остальные, включая тридцать тиранов, были казнены. Критий погиб в первой же атаке. Пронизанное коррупцией, предательством и насилием, короткое правление тиранов создало серьезное недоверие внутри самого афинского общества в последующие годы.
Знаменитая битва при Фермопилах
Сделавшая популярными сегодня серии комиксов 1998 года и фильм «300 спартанцев» 2006 года битва при Фермопилах, произошедшая в 480 году до нашей эры, была эпическим сражением между несколькими сотнями греков под предводительством спартанского царя Леонида I и многими тысячами персов под предводительством царя Ксеркса. Начался конфликт еще до того, как эти двое стали правителями, во время правления предшественника Ксеркса, Дария I. Он уже расширил свои границы в континентальной Европе, а затем нацелился на Грецию. Когда Дарий умер и Ксеркс пришел к власти в 486 г. до н.э., он сразу же начал подготовку к вторжению. Это была самая большая угроза для Греции, с которой она сталкивалась.
После долгих переговоров между множеством греческих городов-государств, объединенные силы в числе около семи тысяч гоплитов был посланы греками, чтобы защитить проход Фермопилы от наступающей персидской армии. (Графический роман и фильм почему-то не упомянули остальных шесть тысяч семьсот воинов, в том числе и легендарный афинский военно-морской флот.) Среди тех семи тысяч были и знаменитые триста спартанцев под руководством самого царя Леонида. Ксеркс собрал около восьмидесяти тысяч солдат для вторжения, хотя данные по этому поводу сильно разнятся. Относительно небольшое греческое войско объяснялось отчасти нежеланием греков направлять войска так далеко на север. Другая причина была религиозной, так как это был период священных Олимпийских игр и самый важный спартанский религиозный праздник, Карнеи, в ходе которых не разрешались никакие боевые действия. Но в любом случае, Леонид осознал опасность, с которой они столкнулись, и выбрал триста своих самых преданных людей, которые все уже имели наследников мужского пола.
Расположенные примерно в 150 км к северу от Афин, Фермопилы имели превосходную оборонительную позицию, будучи только около 15 м в ширину и расположенные между почти вертикальными утесами и морем. Персы не могли эффективно развернуть здесь свои значительно превосходящие греков силы. Это дало грекам огромное преимущество в сочетании с оборонительной стеной, уже построенной там. Когда Ксеркс, наконец, прибыл, он ждал четыре дня в надежде, что греки отступят, но этого не произошло. Затем он отправил к ним своих посланников в последний раз, приказывая грекам сложить оружие, на что Леонид ответил: «Приходи и возьми». В течение следующих двух дней греки выдержали множество атак персов, в том числе печально известных «бессмертных». Преданный местным пастухом, который сказал Ксерксу о скрытом проходе через горы, Леонид вскоре был окружен врагами.
Наученный этим печальным поворотом событий, он распустил большинство других гоплитов, бывших под его командованием, и оставил только своих спартанцев и нескольких других, чтобы принять последний бой. Когда началась последняя атака, могучий Леонид, а также его триста воинов пали, выполнив свой долг по отношению к своему народу и Спарте. Даже по сей день есть надпись в Фермопилах, которая гласит: «Путник, пойди возвести нашим гражданам в Лакедемоне, что, их заветы блюдя, здесь мы костьми полегли». И хотя Леонид не выиграл эту битву, то, чего ему действительно удалось достичь, отразилось на следующих войнах с персами и привело спартанцев к лидерству в сопротивлении и к победе над превосходящими силами завоевателей. Эта битва также показала, что Спарта навсегда запомнится в истории как одна из самых уникальных и могущественных мировых цивилизаций.