В наши дни выражение «земля обетованная» уже давно воспринимается как фразеологизм, используемый в определённом значении и в определённом контексте. Но не стоит при этом забывать, что это выражение имеет вполне конкретное историческое, религиозное и даже географическое значение, составляющее важную часть культуры одного из народов.
Самое известное обещание в истории человечества
Когда сегодня говорят о земле обетованной, чаще всего имеют в виду ситуацию, когда исполняется некое важное обещание и некто получает в награду то, что давно хотел и ради чего-либо много работал, либо перенёс серьёзные испытания. В общем и целом современное значение «земли обетованной» фактически превратилось в синоним рая, некоего сказочного места, где исполняются желания и мечты. Истоки же этого понимания таятся в древней религиозной традиции еврейского народа.
Согласно священным иудейским текстам (Исход, Левит и Второзаконие – вторая, третья и пятая книги Пятикнижия Моисеева), Бог пообещал библейскому патриарху Аврааму, родоначальнику еврейского народа («первому еврею»), что его потомки получат собственную землю, которая будет отличаться плодородием, наличием всех необходимых для жизни природных ресурсов и комфортными естественными условиями существования. В поэтическом выражении все эти характеристики будущего пристанища нашли отражение в словах «земля, в которой течёт молоко и мёд».
При этом эта обещанная земля должна была стать не просто подарком от Бога еврейскому народу, она стала предметом именно обета, то есть своего рода соглашения между Творцом и Авраамом и его потомками. Суть этого соглашения в том, что евреи соблюдают заповеди Бога и почитают Его, не уклоняясь в поклонении языческим богам, а за это Он даёт им, кочевникам, постоянное место обитания, где они могут спокойно жить, не боясь за завтрашний день. Более того: земля обетованная продолжала сохранять свой особый статус и после того, как была обретена евреями: владение этой землёй было поставлено в прямую зависимость от соблюдения народом взятых на себя обязательств по отношению к Богу.
От географии никуда не деться
Поэтому в сознании еврейского народа лишение его постоянного места жительства и неоднократные рассеяния евреев по другим странам есть ничто иное, как наказание за нарушение ими обета – несоблюдение заповедей, поклонение другим богам и тому подобное. В результате даже появилась версия, согласно которой земля обетованная это в первую очередь не географическая характеристика, а мистическая, и ею может стать любая другая территория. Именно по этой причине за последние столетия появлялось несколько проектов обретения евреями новой «земли обетованной». В частности, есть оригинальная и не имеющая фактических и документальных подтверждений версия, что экспедиция Христофора Колумба на самом деле была ничем иным, как инициированная и финансированная евреями попытка найти новую землю, которая могла бы стать прибежищем для притесняемых в Европе иудеев, новой «землёй обетованной».
Однако подобные трактовки понятия «земля обетованная» всё-таки являются экспериментальными и имеют не так много сторонников. Традиционным же является точная географическая идентификация земли обетованной, то есть обретённой еврейским народом по обету с Богом, с территорией так называемой Земли Израильской (Эрец-Исраэль), в которую на текущий момент входит современное государство Израиль, сектор Газа, Западный берег реки Иордан, Иудея, ряд районов Сирии, Ливана и Иордании. То есть Земля обетованная трактуется в буквальном понимании согласно тексту Пятикнижия, в котором евреям обещается вся земля от побережья Средиземного моря до реки Иордан. В настоящее время широко применяется для этого региона название Палестина. Приверженцы традиционных иудейских ценностей настаивают на том, что связь еврейского народа с Эрец-Исраэль является сакральной, только этот регион может называться «землёй обетованной», потому что только эту землю Бог и обещал потомкам Авраама – то есть упрощённо, ни по какой другой территории Господь с евреями обета не заключал. Именно поэтому консервативная часть израильского общества столь рьяно выступает за возвращение евреям всей «земли обетованной», что и приводит к непримиримой позиции по отношению к живущим на территории Палестины арабам.
Александр Бабицкий