Подводный поиск кладов: надёжный и рискованный вариант
Подсчитать, где находится больше ненайденных кладов, на суше или под водой, довольно сложно. В отношении именно кладов, то есть специально созданных тайников, их скорее всего, больше всё-таки на суше – в первую очередь из-за более простой возможности изъять клад. С другой стороны, подводные сокровища, которые в определённой степени тоже можно считать кладом (компактным местоположением ценных предметов, не имеющих конкретного собственника), известны гораздо лучше и открывают неплохие шансы на успех для кладоискателей.
Перспективы хорошие…
По самым предварительным данным, в мировом океане, а также в пресноводных водоёмах находится не менее 60 тысяч затонувших кораблей. Разумеется, большинство из них не имеют отношения к сокровищам и кладам – это грузовые, военные или рыболовные суда. Однако довольно большое количество кораблей могут содержать в своих трюмах некие ценности, а по многим из них довольно точно известно, что эти ценности, и порой в значительных объёмах, там имеются. Вода коварна сама по себе, а сами моря и океаны в особенности. Поэтому корабли, перевозившие ценные грузы, подстерегали самые различные угрозы – от штормов и рифов до пиратов и ошибок в навигации. То обстоятельство, что существует как минимум несколько районов, в основном прибрежных, в которых побывало множество кораблей, направлявшихся в те или иные порты, с повышенной опасностью для судов, открывает для кладоискателей широкие возможности. Так как в таких местах найти затонувший корабль не проблема, далее уже многое зависит от везения – есть ли на нём сокровища или нет.
К тому же затонувшие корабли обладают таким ценным свойством, как хорошая степень сохранности ценностей – так как их нелегко найти, а затем и поднять сокровища, шансы сорвать куш возрастают. Есть шансы обнаружить клад и в затонувших древних или старинных городах, которые обычно находятся на небольшой глубине возле современной линии побережья или на дне пресноводных водоёмов, тоже не слишком глубоких. Такие города легче обследовать, к тому же в них могли сохраниться клады, которые имеются фактически в любом крупном старинном поселении. Правда, в подобных случаях кладоискатели должны либо точно знать, где искать ценности, либо методично проверять места, характерные для сокрытия кладов, и надеяться на удачу. Так что, как ни крути, но перспективы у подводных поисков кладов очень хорошие.
Перспективы туманные…
Но те же самые преимущества, которые делают подводный поиск кладов занятием с высокими шансами на успех, определяют сложность этой деятельности. Сокровища на затонувших кораблях или ушедших под воду городах сохранились именно потому, что их трудно обнаружить и поднять на поверхность. Есть такая категория подводных кладов, когда ценности целенаправленно прятались в некий тайник под водой (обычно в реках или озёрах). Но такие клады практически всегда обнаруживаются случайно, а большинство сообщений о местоположении таких кладов оказываются не более чем легендами. Так что говорить о «поиске» кладов в данном случае можно лишь условно.
Подводные кладоискатели с основными своими трудностями сталкиваются уж после того, как обнаруживают координаты точки на дне, где находятся или должны находиться некие сокровища. Практически все клады, которые залегали на дне морей на небольшой глубине и в лёгких условиях доступа, уж подняты. Подводное кладоискательство между тем является самым дорогостоящим и затратным по времени видом поисков кладов. Помимо того, что ценности обычно залегают на большой глубине, что подразумевает необходимость глубоководных погружений, так ещё зачастую вмешиваются и дополнительные обстоятельства. Клад может находиться под толстым слоем песка или ила, которые необходимо постоянно откачивать, или есть сложности с доступом к сокровищам через корпус корабля или постройки подводного города, или объект находится в скальной расщелине, или сильное подводное течение разметало ценные предметы на большую площадь дна, и так далее. Всё это требует самой современной техники, наличия специализированных судов, профессиональной команды и значительного времени.
Поэтому вполне обычная история – подводный клад найден, однако поднять его так и не удаётся, потому что инвесторам надоедает тратить огромные деньги на многомесячные, а то и многолетние работы по подъёму сокровищ, так и не дающие никакого ощутимого результата. Вдобавок подводные поиски затонувших сокровищ имеют сложности юридического характера: каждая страна имеет собственные особенности законодательства относительно найденных в их территориальных водах ценностей или ценностей, поднятых с кораблей, когда-то принадлежавших этим странам. Чем «моложе» эти затонувшие корабли, тем чаще добавляется ещё и фактор страховых компаний, которые в своё время осуществили страховые выплаты по утерянным ценностям и теперь имеют приоритетные права собственности на груз. Поэтому подводным кладоискателям приходится лавировать как между рисками материально-технического, так и правового свойства.
Александр Бабицкий