Любая языческая религиозная система предполагает наличие большого количества божеств, так как каждое из них «отвечало» за ту или иную сторону жизни, явления природы, занятие и тому подобное. Религия майя по разнообразию и многочисленности своих богов, конечно, не сравнится с индуизмом, в котором божественных персонажей тысячи и тысячи, но всё-таки далеко не каждая цивилизация имеет более полутора сотен божеств…
У богов тоже запутанные родственные отношения
Впрочем, с богами майя , как и со всей этой цивилизацией Доколумбовой Америки , не всё так просто. Созданные уже спустя длительное время после завоевания майя тексты указывают на то, что в их традиционной религии насчитывалось свыше 160 богов и богинь. Однако учёные полагают, что до пришествия в Америку испанцев у майя было примерно три десятка богов, исполнявших наиболее важные функции и пользовавшиеся особым почитанием. Многочисленность же упоминаний под различными именами тех или иных богов объясняется несколькими факторами.
Во-первых, многие боги майя имели несколько персонифицированных проявлений, нередко не менее четырёх (например, по количеству сторон света), которые почитались под индивидуальными именами в зависимости от конкретной ситуации. Во-вторых, в понимании майя боги имели собственную родословную, то есть обладали таким свойством, как старение, перерождение и тому подобное. Так что нередко два разных бога, «молодой» и «старый», были одновременно и самостоятельными фигурами пантеона, с собственными мифологическими сюжетами , и проявлениями одной и той же сверхъестественной сущности. В-третьих, боги имели своих двойников – каждый небесный бог имел соответствующего бога в подземном мире. Наконец, нередко можно было встретить божественную пару – мужское и женское божество, которые были одновременно и отдельными богами, и символизировали единство противоположностей и могли рассматриваться как одна «божественная единица».
Кого хочешь выбирай…
В ситуации такого религиозного и мифологического разнообразия вся жизнь майя была буквально расписана между богами – каждое действие человека, его настроение, устремления, окружающая его обстановка была связана с тем или иным божеством, а то и сразу с несколькими. Перечислять всех основных богов майя, почитаемых до пришествия европейцев, затруднительно. Несколько наиболее значительных божеств из них:
- Кукулькан – одно из верховных божеств майя, олицетворение верховной власти, принципа благородства в людях, политической воли, бог ветра и плодородных дождей, бог мудрости, знаний, законодатель, покровитель полезных ремёсел, продуктивного труда. Его основным визуальным образом был мифологический пернатый змей, однако Кукулькана могли изображать и в виде орла, ягуара, флейты и так далее. Считается, что образ Кукулькана у майя сложился в результате соединения черт местного божества, ацтекского и тольтекского бога Кецалькоатля и предводителя тольтеков, захватившего часть территории майя, выдающего религиозного и государственного деятеля Доколумбовой Америки Топильцина Кецалькоатля;
- Ицамна – ещё один из верховных богов пантеона, повелитель небесной сферы, покровитель научных знаний, образования, создатель письменности и главный участник сотворения всего мира. Чаще всего изображался в качестве беззубого старика с характерным «римским носом» или в виде небесного дракона;
- Иш-Чель – супруга и своего рода женское отражение бога Ицамны, богиня Луны , покровительница женщин и деторождения, богиня плодородия и медицины. Изображалась как старая женщина с клыками и глазами ягуара и змеями в волосах;
- Ах-Пуч – бог смерти, владыка самого глубокого, последнего из девяти миров подземного царства. Майя почитали всех подземных богов смерти, владыку каждого из «уровней» преисподней – но так как Ах-Пуч был повелителем самого последнего из них, «преисподней в преисподней», его боялись и почитали больше всех. В изобразительном искусстве майя этот бог представал в качестве скелета или человека с черепом вместо головы, покрытого трупными пятнами;
- Чак – бог, повелевавший водной стихией, а также грозами, молниями и дождями (в этом плане он делили поле деятельности с Кукульканом). Имел четыре воплощения, связанных со сторонами света (красный чак – восток, чёрный чак – запад, белый чак – север, жёлтый чак – юг). По мнению учёных, в древности Чак был богом – покровителем очищения земли от леса для нужд земледелия. Поэтому в качестве его основных символов закрепились топор и факел;
- Юм-Кааш – один из богов майя, символизировавших плодородие, он изображался как юноша, голова которого либо переходила в початок кукурузы, либо напоминала листья маиса. Являлся одной из версий универсального типажа «умирающего и воскресающего бога», его культ был связан со сменой природных циклов и мистическим восприятием природы земледелия. В связи с этим, а также по причине своей общей «дружелюбности», не свойственной большинству богов, Юм-Кааш был весьма почитаем простым народом.
Александр Бабицкий