Для сознания человека, не имеющего с детства хотя бы самых общих представлений об устройстве Солнечной системы, о движении планет и тому подобным, цикличная смена тёмного и светлого времени суток представляется в высшей мере мистической и судьбоносной. Древние люди с особым вниманием относились к чередованию дня и ночи, которое для них было наглядным проявлением борьбы светлых и тёмных сил, сил добра и зла. Поэтому и божества, имевшие в различных религиозных системах отношение к этому чередованию, пользовались особым вниманием. Таким, каким пользовался в системе религиозных представлений Древнего Египта бог Ра.
Отец богов
Наши представления о Древнем Египте в немалой степени сформированы под влиянием того восприятия Египта, которое сложилось у древних греков и римлян. Эти народы имели свойства интерпретировать то, что они видели у других народов и узнавали о них, через собственную систему ценностей, религиозных и философских взглядов и тому подобного. Так вот, античные историки отождествляли египетского бога Ра со своим солнечным богом Гелиосом. Хотя по логике они должны были соотносить с Ра своим Зевсом (Юпитером), отцом нового поколения богов и их верховного правителя. В общем и целом такое позиционирование Ра не противоречило бы действительности – для египтян он действительно был высшим божеством их языческого пантеона, который воспринимался как царь божественного царства.
Правда, с его титулом «отец богов» существовали определённые сложности: в различных мифах он состоял в различных родственных связях с остальными богами. По одной версии, Ра как воплощение Солнца действительно был прародителем всех божественных персонажей, по другой, он всё же был сыном неба (Геба) и земли (Нут), а отцом являлся уже для более молодого поколения богов. Но главная функция Ра, которая и сделала его культ главным в Египте, была его функция солнечного бога, того самого, который отвечает за то, чтобы светило каждый день проходило свой путь по небосклону, на ночь удалялось в подземный мир, а утром снова появлялось на востоке. По сути именно благодаря богу Ра, по представлениям египтян, и возможна была жизнь на земле.
Объединение богов – дело обычное
По мнению специалистов, значение бога Ра для египтян существенно изменялось с течением времени. Солнечный бог не мог не быть важным с самого начала своего появления в пантеоне, так что особая роль у Ра была всегда, начиная с момента его появления, когда он вытеснил культ более древнего бога Атума. Но уже в период V династии (XXV – XXIV века до нашей эры) культ бога Ра приобрёл общегосударственное значение, а после того, как Ра приобрёл определённые черты богов Гора и Амона, он стал верховным божеством. Собственно, верховным божеством стал своего рода новый бог Амон-Ра, при том, что почитание отдельных божеств Ра и Амона сохранялось.
До этого Ра был божеством, который почти не вмешивался в земную жизнь Египта и других стран. Его взаимоотношения с людьми ограничивались двумя фактами: во-первых, он когда-то создал мир и Землю; во-вторых, однажды он «натравил» на непокорное богам человечество богиню Сехмет, выражавшую разрушительную природу энергии Солнца, которая извела людей почти на корню. Во всех остальных случаях Ра занимался исключительно делами мира богов, занимаясь отношениями между богами, разрешая споры между ними, назначая наказания и тому подобное. Однако под влиянием жрецов бога Ра из города Гелиополиса в середине III тысячелетия до нашей эры культ этого божества стал особенно влиятельным, тогда же и получила развитие мифология о значении Ра для каждодневного продолжения жизни.
Каждую ночь – новый бой
Суть этой роли бога Ра, которого древние египтяне каждое утро благодарили за то, что для них настал новый день жизни, заключается в ключевом мифе о противостоянии этого солнечного божества с подземными тёмными чудовищами. Движение светила по небу в сознании египтян представляло собой плавание бога Ра в особой ладье под названием Манджет по небесному Нилу. Когда приближался вечер, это означало, что ладья Манджет проделала свой путь с востока на запад и приблизилась к входу в подземное царство, находящемуся за западными горами. Здесь бог Ра пересаживался в особую ночную ладью Месектет, предназначенную для плавания по подземному Нилу, и отправлялся в опасный путь. Ра подстерегали его враги, чудовищные порождения мрака, которые в религиозном искусстве Древнего Египта обычно представлялись в виде крокодилов и гиппопотамов.
В полночь же начиналась битва Ра со своим главным противником – огромным подземным змеем Апопом. Однажды, ещё на заре существования мироздания, Апоп стремился уничтожить Ра и поглотить Солнце, погрузив тем самым всё во мрак. Но змей был побеждён и, тяжёло раненный, отправился в подземный мир. Здесь он каждую ночь подстерегает ладью бога Ра и пытается не пропустить её дальше, чтобы не наступил новый день. Но Ра каждый раз одолевает Апопа, заставляет его отступить, продолжает свой путь – и утром добирается до выхода из подземного мира, пересаживается в ладью Манджет и своим плаванием по небосводу начинает новый день.
Александр Бабицкий