Для историков и сказителей раннего средневековья тайна Стоунхенджа часто была связана с магическими повериями и древними легендами. Согласно одним версиям, его построил для себя с помощью великана волшебник Мерлин, советник короля Артура, по другим – Стоунхендж был творением самого дьявола. Прошло много столетий, но историки так и не нашли бесспорного ответа на вопрос о том, кто оставил в сердце Великобритании эти загадочные камни…
Первые версии о происхождении Стоунхенджа
Сложность в определении происхождения Стоунхенджа заключается в том, что по археологическим данным сооружение строилось в разные временные периоды (в IV – III тысячелетиях до н.э.). Ни одна культура, участвовавшая в его возведении, не оставила о себе письменных свидетельств. Поэтому, в каком-то смысле, тайны Стоунхенджа сопровождают мифы и легенды по сей день.
Первым, кто написал о монументе в 1130 году, был Генри Хантингдонский. Он включил легенды о построении Стоунхенджа Мерлином в общий цикл сказаний о раннем европейском средневековье. Позднее эту же линию продолжил Гальфрид Монмутский. Этот историк предположил, что Стоунхендж, возможно, был местом захоронений британских принцесс. Что интересно, в XX веке в пользу использования Стоунхенджа, прежде всего, для погребальных целей, ссылаясь на новые научные открытия, стали высказываться и многие современные ученые.
Тайны Стоунхенджа в Новое время
В 1655 году архитектор Джон Вебб предположил, что Стоунхендж был романским храмом, который последователи Тосканского ордена построили в честь Целуса (бога неба, латинского аналога греческого Урана). Поздние комментаторы соглашались с тем, что это скорее сооружение Данов, еще более поздние считали его творением Саксов. Многие высказывались за то, что это было сооружение друидов, но, как известно, друиды появились уже в развитом обществе кельтов (в IV-III вв. до н.э.), а Стоунхендж существовал за несколько тысяч лет до того…
Около 1640 года первой академической попыткой объяснить происхождение Стоунхенджа стали исследования антиквара Джона Обри. Он считал Стоунхендж произведением друидов и первым обратил внимание на возможные астрономические функции каменных кругов. Он сделал их чертежи, которые вошли в массив исторических источников о Стоунхендже . Во время раскопок Джон Обри обнаружил под землей симметрично расположенные ямы, которые были заполнены мелом. В последствии они получили название «лунок Обри», а материал из них использовался при определении функций сооружения.
В 1740 году тайны Стоунхенджа заинтересовали масона Уияльма Стьюкли. В подробном обзоре знаменитых британских дольменов он уделил много внимания вопросам религиозного культа. По версии Стьюкли, изначально человечеству была свойственна патриархальная, близкая к монотеистическому христианству, религия, которая лишь затем эволюционировала в языческое «идолопоклонство». Подобных верований, по его мнению, и придерживались друиды, которые построили Стоунхендж.
Друиды или «гиперборейцы»
Древнегреческий историк Диодор Сицилийский в I в. До н.э., ссылаясь на его предшественников, писал об огромном острове на земле кельтов, который он назвал Гипербореей (имея в виду нахождение «за северным ветром», далеко на севере). На этом острове, по его данным, поклонялись Аполлону (или богу со схожими функциями). И некое описанное им сферическое сооружение, похожее на Стоунхендж, играло в этом солнечном культе важную роль.
Однако, современный археолог Обри Берл заметил, что в описании Диодора Сицилийского есть уточнения, которые не позволяют с высокой степенью достоверности отнести его «Гиперборею» к Стоунхенджу. В рассказе Диодора местность с культом Аполлона находится на территории, где солнце всегда прибывает на очень низкой высоте, а в районе, где располагается Стоунхендж, солнце находится достаточно высоко над горизонтом. Значительное снижение наблюдается в полутысяче миль севернее, поэтому вряд ли можно совершенно серьезно говорить о существовании солнечного культа со ссылкой на данные древнегреческих историков.
Когда и кем был построен Стоунхендж
Первым, кто попытался установить даты возведения Стоунхенджа, был Стьюкли. Он делал это по астрономическим вычислениям и пришел к выводу, что сооружение было возведено не раньше второй половины V века до н.э. Хотя на самом деле с применением точных методик радиоуглеродного анализа в XX веке выяснилось, что Стоунхендж был построен в гораздо более ранние эпохи (от 1600 до 3100 гг. до н.э.). В одно время со Стьюкли исследованиями этого древнего памятника занимался архитектор Джон Вуд. Он также считал, что сооружение воздвигли друиды , но относил его к предмету языческого, а не «древнего патриархального» культа.
Перебрав множество версий о происхождении Стоунхенджа, современные историки так и не пришли к единому выводу о его функциональном предназначении. По разным версиям он мог быть как кладбищем, так и обсерваторией, местом для исцеления, религиозным сооружением и даже местом для казни. Одна из последних теорий даже говорит о том, что это фактически первый памятник «содружеству», поскольку для того, чтобы возвести такое массивное мегалитическое сооружение, требовалось объединить усилия разных британских племен.
Ксения Жарчинская