«Мы здесь, потому что мы верим в странное, неизвестное, невероятное» - так начинается вышедший в 2010 году американский фильм «Стоунхендж и Апокалипсис», в котором легенды об одном из древнейших мегалитических комплексов на земле – Стоунхендже – перекликаются с целым рядом апокалипсических идей. Но имеют ли Стоунхендж и апокалипсис реальную историческую связь? Ожидали ли строители Стоунхенджа конца света?
Кинематограф и псевдоархеология
История древностей часто облачена множеством невероятных «открытий», которые готовы с ног на голову перевернуть все существующие представления о мироустройстве земли. Множество людей увлечены разгадыванием «загадок тысячелетий», и охотно верят в любые «сенсации», которые содержат под собой хоть какое-то логическое обоснование. Чаще всего мифологизация древней истории сопровождает памятники и артефакты, природу которых ученым так и не удалось полностью исследовать. Будучи не в состоянии пробить «броню» академической истории, такие идеи активно проникают в нишу фантастической литературы и кинематографа.
Так, например, в сюжете фильма «Стоунхендж и Апокалипсис» древние камни вдруг начинают двигаться и убивать все живое поблизости. Оказывается, что внутри кромлеха существует сильнейшее электромагнитное поле. Вмешавшиеся в ситуацию ученые обнаруживают связь Стоунхенджа с другими историческими памятниками и выясняют, что он находится на пересечении множества линий, которые соединяют древние археологические артефакты.
Виновниками событий «Стоунхенджа и Апокалипсиса» оказываются представители внеземной цивилизации , которые когда-то породили, а теперь хотят уничтожить все живое на земле. И, естественно, только в силах главных героев предотвратить катастрофу и спасти планету от разрушения. Если этого не сделать, каждые 10 часов Стоунхендж будет «подрывать» одну из активных точек, постепенно не оставляя на планете ничего кроме простейших бактерий.
Миф становится реальностью - реальность становится мифом
Сугубо фантастический сюжет с одной стороны не имеет ничего общего с реальной историей. С другой, некоторые ученые бьют серьезную тревогу, опасаясь мифологизации исторической памяти и обесценивания реальных знаний о Стоунхендже. Фантасты зачастую черпают основания для построения сюжета из действительно имевших место необычных открытий. Такие открытия рождают множество сверхъестественных теорий, которые долгое время занимают умы исследователей. Но проникая через фантастические произведения в современную культуру, эти сюжеты «откладываются» в памяти читателя или зрителя и затем помогают ему найти отклик в сомнительных альтернативных версиях истории.
В случае с фильмом «Стоунхендж. Апокалипсис» одним из источников сюжета является реальное предположение о существовании линий Лей, которое в двадцатых годах XX века сделал археолог Альфред Уоткинс. Такие линии, по его мнению, соединяли в один ряд несколько древних мегалитов (в том числе Стоунхендж), горных хребтов, рек и других значимых для древнего человека мест. Но если по предположениям Уоткинса линии Лей были созданы для удобства навигации, то со временем поклонники этой теории отдавали им скорее мистическое значение.
В шестидесятых годах в линиях Лей видели следы «инопланетных сил», коридоры для движения энергии и даже средства для «подзарядки» космических кораблей. Появилось такое явление как «Охота на Лей». Увлеченные теорией Уоткинса энтузиасты искали новые линии и пункты и наносили их на карту. В журнале «Ley Hunter», который возглавлял главный «охотник на Лей» Пол Деверо, печатался каталог леев, который редакция призывала читателей проверять и дополнять. Со временем увлеченные игрой воображения стали наносить на эти линии самые разные объекты – от современных фермерских хозяйств до обычных придорожных ям.
Всесильная «Антикитера»?
Механизм «Антикитера», который приводит в движение страшную «машину смерти» в «Стоунхендже и Апокалипсисе», также имеет свои исторические аналоги. Найденный в кораблекрушении в начале XX века антикитерский механизм вряд ли мог вызвать конец света, но теоретически мог использоваться для его предсказания. Шестеренки с циферблатами указывали на движение небесных светил. Более вероятной является версия его использования для навигации либо в исследовательских целях. Однако, каким бы ни было реальное предназначение Антикитерского механизма, он вряд ли имеет связи со Стоунхенджем. Приспособление является артефактом античной культуры и ныне находится в Национальном музее Афин.
Стоунхендж, согласно ряду версий, в некоторые периоды его существования действительно могли использовать для предсказания движения кометы или затмений. Одна из таких теорий, например, связывает количество так называемых «лунок Обри», 56 небольших ям по периметру кромлеха, с числом 18 – именно раз в 18 лет происходило лунное затмение . Хранители Стоунхенджа могли перекладывать камень из лунки в лунку, отмеряя оставшееся время. Однако, ни одна из этих догадок пока не получила неопровержимого научного подтверждения.
Ксения Жарчинская