Как известно, идеи обладают универсальностью, особенно простые. В историческом аспекте это подтверждается, например, наличием схожих архитектурных форм в различных частях света. Когда культурные исторические контакты между разными цивилизациями исключены, нужно признать, что одни и те же идеи родились самостоятельно. Это напрямую касается мегалитов, получивших распространение в разных уголках мира. Трилиты тому очевидное свидетельство.
Самое простое решение - самое верное
Трилитом в научной терминологии именуется мегалитическое сооружение, состоящее из трёх камней. Два каменных блока установлены вертикально, третий водружён на них горизонтально, являясь простейшим перекрытием. Из данного описания несложно догадаться, что наиболее распространённым вариантом трилита является такой тип мегалитических памятников, как дольмен. Соотношение в данном случае следующее: не каждый дольмен является трилитом, но каждый трилит - дольмен.
Как известно, дольменом является любая конструкция, содержащая комбинацию горизонтально и вертикально расположенных мегалитов. Самая примитивная форма дольмена это сооружение из двух камней в форме буквы «Т». Наиболее сложные в конструктивном отношении дольмены составлены из нескольких каменных глыб, представляют собой по сути «ящик» и даже могут иметь специальный фундамент. Однако наиболее распространённый вариант дольмена это именно трилит. Это объясняется, с одной стороны, относительной простотой такого варианта, с другой, его практической архитектурной надёжностью. В действительности гораздо сложнее соорудить Т-образный дольмен, нежели трилит. Именно трилит является оптимальным сочетанием устойчивости постройки и её сложности.
Пять самых знаменитых трилитов
Так распорядились культурные предпочтения и история, что наиболее известные трилиты являются не самостоятельными объектами, а составной частью более сложного мегалитического памятника. Это, конечно, знаменитый Стоунхендж - наиболее сохранившийся кромлех Англии. Он представляет собой сложный комплекс из двух концентрических каменных окружностей, внутри меньшей из которых и расположены пять отдельно стоящих трилитов.
Трилиты Стоунхенджа расположены в форме подковы. Четыре трилита были установлены попарно, один напротив другого, пятый трилит находился как бы в вершине данной незамкнутой окружности. Открытая часть «подковы» из трилитов выходила на, так называемую, авеню Стоунхенджа - культовую дорогу, ведущую в данных кромлех. Также эта дорога соответствовала направлению лучей восходящего Солнца в день летнего солнцестояния. Непарный трилит Стоунхенджа является наиболее крупным, его высота превышала 7 метров. Трилиты в парах были одинаковой высоты, причём дальняя от центрального пара мегалитов была наименее высокой (примерно 6 метров). Таким образом, пять трилитов являлись композиционным и, вероятно, сакральным центром всего Стоунхенджа.
Чем Полинезия хуже Англии?
Трилиты, как и другие мегалитические сооружения, не являются уникальной принадлежностью лишь европейской древней истории. Широко известен трилит, расположенный на одном из островов полинезийского государства Королевство Тонга. На острове Тонгатапу находится гигантский трилит под названием Хаамонга а Мауи - название связано с богом Мауи, легендарным основателем государства Тонга. Две вертикальных каменных глыбы вкопаны в грунт на глубину в несколько метров. Вес каждой из «колонн» достигает почти 40 тонн. Вместе с горизонтальным «камнем-перекрытием» высота трилита Хаамонга а Мауи составляет пять метров.
По данным исследователей, данный полинезийский трилит был построен в начале XIII века. По одному из мнений, данное сооружение представляло собой ворота от несохранившегося до наших дней дворца правителя острова. Есть и другая версия, по которой Хаамонга а Мауи был воздвигнут для астрономических наблюдений и ведения календарных счислений. По некоторым данным, линия камня-перекрытия трилита составляет общую линию с солнечными лучами на восходе в дни летнего и зимнего солнцестояния. Кроме этого, на острове существует старинная легенда, что трилит был построен по приказу местного короля. Этот правитель опасался, что двое его сыновей после его смерти начнут враждовать, и хотел символически призвать их к единству: два камня держат третий - так и государство может держаться на двух правителях.
Александр Бабицкий