Таинства древних мистерий охранялись столь тщательно, что и сегодня мы знаем о них ничтожно мало: в мировой литературе практически нет запечатленных описаний этих ритуалов. Платон уверен, что этим преданиям, включая стихотворные посвящения Изиде, не менее 10 тысяч лет.
Мистерии в истории народов
Самые известные мистерии были связаны с культом Диониса, Вакха, Орфея, существуют упоминания о самофракийских мистериях, элевсинских таинствах, которые проходили в окрестностях Афин и были посвящены богине плодородия Деметре.
В Риме происходили таинства богини Цереры , в митраизме также существовали свои мистерии, частью которых всегда было омовение кровью жертвенного Быка. Главным таинством Митры , как и Диониса, бога вина, было причастие плоти и крови жертвенного животного, за которым следовало воскресение, возрождение. Эти мистерии стали источником многих элементов поклонения в христианстве. Таинство евхаристии или причастия берет свое начало из ритуалов, посвященных Дионису. Отсюда же возникли представления о рае и аде, превращении воды в вино, причащении плотью и кровью Сына Божия перед Его смертью.
Мистерии, основанные на представлениях о смерти и воскресении солнечного божества, известны и характерны для многих культур, хоть и назывались они по-разному.
- В греко-сирийской мифологии этот культ поддерживался женщинами, которые поклонялись прекрасному богу плодородия Адонису. Празднества в честь этого божества проводились ежегодно в Библосе и других городах и посвящались его смерти и воскресению.
- В Египте так же почиталась богиня Изида и воскресающий Осирис.
- В Анатолии существовал культ бога Солнца Аттиса, сына богини Кибелы, который умер, а через три дня возвратился к жизни, воскрешенный матерью.
- В Вавилонии это был Таммуз, которому поклонялась сама богиня Иштар.
- В Ветхозаветных писаниях также существует повествование о смерти бога, который был оплакан женщинами Иерусалима (Иез. 8.14).
- В Дневней Греции существовал культ фракийского бога Диониса и богинь Деметры и Персефоны. Фанатичные его приверженцы назывались менадами. В римской традиции их называли вакханками.
Взгляды на христианство
«Представим на минуту, что он предсказал свое воскресение. Но разве нам не известны многочисленные подобные истории, приводящие в смятение простых смертных? Мы слышали о Замолксисе, рабе Пифагора, который убедил скифов в том, что он воскрес из мертвых… да и сам Пифагор, и египтянин Рампсинит, который, кстати, играл в кости с самой Деметрой в Царстве мертвых, и получил от нее в подарок расшитый золотом платок. Кого еще мы можем вспомнить: Орфей, спускавшийся в ад, Протесий Фессалийский, Геракл и Тесей», - Цельс.
Для христиан неизменно важна необходимость приношения себя в жертву человеком, который своею жертвой искупит все грехи мира. Вот почему Тертуллиан и другие раннехристианские богословы утверждали, что «Церковь возникла на крови мучеников». В дальнейшем, когда христианство стало официальной религией Римской империи, эти таинства приобрели всеобщее распространение и стали привычными. Еще во втором веке Цельс и последователи Платона подвергали критике пиетет христиан перед упоминанием Бога всуе: это вызывало трепет у простого люда, а сами верующие воспринимались как «блюстители» таинства.
Римский император Марк Аврелий также обвинял их в неправильном толковании таинств. Ипполит, один из древних церковных писателей, кстати, весьма плодовитый, писал: «говорят, все они участвовали в мистериях, посвященных Великой Матери, ибо веруют, что таинство возрождения сокрыто во всех их ритуалах».
Для римских историков Светония и Тацита христианство представлялось ничем иным, как безнравственным и гибельным идолопоклонством. Софист и историк Евнапий Сардийский, участвовавший в Элевсинских мистериях, указывал на то, какое духовное зло совершают ранние христиане. Он писал, что вся империя погрязла во тьме и невежестве, ибо их (христиан) вера прославляет любовь мира сего».