Океаны превращаются в кислоту
В то время, как вымирание происходило на земной поверхности, природа готовила еще более жестокую участь для океанов. Жизнь здесь в основном осталась нетронутой предыдущими апокалиптическими событиями, но все шло к гораздо худшим событиям. На протяжении всего этого времени океаны поглощали около половины СО2 из воздуха (подобно тому, как это происходит сегодня). Ученые сделали вывод, что в течение упомянутых выше 10000 лет во время извержения уровень рН в океанах снизился на 0,6-0,7 единиц. Для сравнения, современный уровень рН океана снизился на 0,1 единицы с начала промышленной революции, это 30% увеличение кислотности. В зависимости от будущей динамики выбросов углекислого газа эта величина может упасть еще на 0,3-0,4 единицы к концу этого века, что подведет человечество очень близко к тому, что произошло 252 миллионов лет назад.
А то, что произошло, было катастрофическими последствиями для всей морской флоры и фауны. Когда CO2 сочетается с водой, он превращается в угольную кислоту. В морской воде эта кислота может иметь действительно негативное влияние на формирование карбонатных минералов, тех, которые мидии, кораллы, морские ежи и планктон используют, чтобы делать свои раковины и панцири. Когда кислотность выросла, эти морские виды вымерли, и с ними вся система морской пищевой цепи рухнула. Скорпионоподобные хищники, так называемые эвриптериды, различные типы трилобитов, а также все панцирные вымерли из-за этого события. Некоторые другие менее стойкие морские виды также были уничтожены. Мэтью Кларксон, геохимик из Университета Отаго в Новой Зеландии, сказал, что жизни понадобилось еще пять миллионов лет, чтобы восстановить свое разнообразие еще раз.
Нехватка кислорода
В то время как морская жизнь уничтожалась растущей кислотностью воды, столь же разрушительные факторы поднимались из глубин. Температура повышалась во всем мире, в том числе и в воде. Это, в свою очередь, привело к тому, что бедные кислородом воды со дна океана начали расширяться и подниматься на поверхность. Не имеющие возможности погружаться на большие глубины из-за удушья рыбы и беспозвоночные застряли между «молотом и наковальней», как результат, умирая в массовом порядке. Доказательства этого были найдены в Гренландии палеонтологом Полом Уигналлом из Университета Лидса там, где древнее морское дно, теперь поднявшееся, показывает признаки большого количества «золота дураков» (пирита). Этот элемент может образоваться, только если вокруг нет кислорода.
Свидетельство этой поднимающейся обедненной кислородом воды можно увидеть и сегодня. По мере того как океаны нагреваются, меньше кислорода поступает в воду, в результате чего водные слои изолируются друг от друга. Уже естественным образом с низким содержанием кислорода, эти глубокие слои продолжают расти, распространяясь по горизонтали и по вертикали. Обширные участки восточной части Тихого океана, почти все в Бенгальском заливе, части возле Центральной Америки, а также район Атлантики у берегов Западной Африки, широкий, как Соединенные Штаты, все являются такими мертвыми зонами. С 1965 года эти районы с низким содержанием кислорода расширились более чем на 1,7 миллиона квадратных миль. Дальнейшие исследования показали, что во время пермского вымирания это низкое содержание кислорода в воде остановило восстановление жизни в океане, по крайней мере, на один миллион лет.
Вода порозовела и в результате стала ядовитой
Как и в отсутствии кислорода, пирит также нуждается в сероводороде (H2S). И в соответствии с его большим количеством во всем мире, начиная с этого периода, становится очевидно, что океаны были полны этим веществом. Для того чтобы поместить такое количество H2S в воду, однако, должно было произойти что-то радикальное. По мере роста температуры океанические течения остановились, и вода стала содержать мало кислорода. После того, как это произошло, организмы, которые ненавидят кислород начали процветать. Пурпурные серные бактерии являются одним из таких организмов. Часто встречаемые в стоячей воде, эти бактерии производят H2S в качестве отходов жизнедеятельности, что является токсичным для всех дышащих кислородом видов. С появлением бескислородных вод благоприятная среда для этого организма улучшилась, что привело к отравлению всех океанов пермского периода.
В воде было так много H2S, что, если смотреть из космоса, океан выглядел розовым в областях, где он теперь выглядит зеленым, из-за большого количества присутствующих в нем бактерий. Но помимо этого, некоторые ученые считают, там было так много токсичных газов, что они больше не могли удерживаться в растворе морской воды. В результате, крупные маслянистые пузыри сероводорода выходили из окрашенного в розовый цвет моря и входили в атмосферу с поистине разрушительными последствиями. Кроме отравления немногих оставшихся растений и животных на поверхности, H2S также значительно добавлял к уменьшению озонового слоя, оставшегося после диоксида серы из вулкана.