Йети: артефакты
Материальные доказательства... Существуют или существовали до недавнего времени два вполне достойных доказательства существования Йети – это его останки: фрагмент скальпа и кисть руки. Вещественные доказательства всегда лучшие, по крайней мере, их можно исследовать, а если они к тому же являются останками живого существа, в любой момент можно провести их генетический анализ. Скальп и кисть были найдены в Непале, в монастыре Пангбоче. Согласно легенде, монах – основатель храма жил в пещере, а дружелюбные Йети приносили ему пищу и воду. Когда один из них умер, монах сохранил его скальп, а впоследствии выстроил храм, где особой святыней считались останки Йети. Так монах почтил память своего безмолвного помощника. Кисть появилась в монастыре позже, но точного указания даты нет.
В 1950-х годах эти артефакты стали достоянием широкой общественности, можно сказать, исключительно благодаря стараниям известных и не очень охотников на Бигфута. Группа энтузиастов под руководством криптозоолога Питера Бирна, финансируемая нефтепромышленником Томом Сликом, несколько раз посетила монастырь. Им было позволено взять образцы волос со скальпа, кисть разрешили только рассмотреть и сфотографировать. Питер Бирн тайком взял две кости пальца, заменив их человеческими. Образцы направили в Соединенные Штаты. Но напрасно ученые ждали точных ответов – между экспертами разгорелись споры, началась нездоровая конкуренция, возникли подозрения – как всегда, когда речь идет о такой сенсации, как Йети.
Исследование образцов
Участники группы Слика исследовали привезенные образцы, но, как ни странно, их вдруг обуяла апатия, они постепенно утратили интерес и азарт, и один за другим перестали участвовать в процессе. И только один приматолог, Вильям Осман-Хилл, довел исследования до конца. Заключение его было следующим: кости пальцев принадлежали скорее всего человеку, правда, оно прозвучало не вполне убедительно. То есть, ему казалось, что останки все-таки человеческие, но вывод был сделан в пользу версии о неандертальце . Ученый оправдывал собственную неуверенность тем, что две маленьких кости дали ему минимум информации, однако он настаивал, что ничего от обезьяны в них не было.
Команда Слика снова привезла несколько образцов волос и экскрементов, как утверждалось, оставленных Йети, но, к сожалению, их так и не подвергли тщательному исследованию.
Через несколько лет после завершения экспедиции Тома Слика, еще одна группа криптозоологов отправилась на поиски снежного человека . Альпинист сэр Эдмунд Хиллари и зоолог, автор и телеведущий Марлин Перкинс, отправились в Непал, чтобы исследовать артефакты монастыря Пангбоче. Финансировала проект «Всемирная Энциклопедия». Организовали поездку нескольких ученых, которые смогли бы на месте оценить достоверность этих артефактов – фрагмента скальпа и кисти. Те сразу определили, что кисть принадлежала человеку, и все свое внимание обратили на исследование останков скальпа. Монахи на этот раз позволили ученым взять артефакт в Соединенные Штаты. Изучив материал, эксперты пришли к выводу, что это был всего лишь фрагмент шкуры гималайской овцы. Свой богатый опыт в поисках Йети Хиллари подытожил так: «Я склонен думать, что снежный человек скорее принадлежит к миру мифов».