Истории о привидениях от Плиния Младшего
Живший во времена тирании Нерона, римский сенатор и писатель Плиний Младший, получил блестящее образование и оставил потомкам ряд уникальных литературных трудов, среди которых можно встретить и истории о призраках и духах. Вначале Плиний Младший рассказывает нам историю Курция Руфа, слуги римского наместника в Африке. Однажды во время поздней прогулки Курций повстречал призрак прелестной женщины, которая отрекомендовалась могущественным духом, ведающим всем, что происходит в Африке. Красавица предсказала Курцию его будущее, рассказав, что ему суждено вернуться в Рим, стать влиятельным человеком и умереть на римской земле. Все так и случилось, к нему пришли почет и слава, но жизнь подарила ему еще одну встречу с загадочным призраком. По возвращению в Карфаген, буквально перед самой болезнью, сведшей Курция в могилу, он снова увидел призрак мистической красавицы.
Еще одна «страшилка» от Плиния Младшего повествует о роскошном доме в Афинах, в котором никто не жил. Каждую ночь из дома доносились жуткие звуки, похожие на скрежет цепей и оков, вначале они были тихими и далекими, но затем казалось, что источник ужасных звуков совсем близко. Те, кто отваживался заселиться в этот дом, рассказывали, что ночью их постоянно будил призрак грохочущего оковами, грязного и лохматого старика. Призрак узника не оставлял в покое несчастных жильцов даже днем, в итоге люди навсегда покинули дом, оставив свое жилище в полном распоряжении призрака.
Приехавший в Афины философ Афинадор решил снять этот дом на время своего визита несмотря на его дурную славу. В доме Афинадор устроил себе кабинет, где в первую же ночь принялся за работу. Посреди ночи до него донесся звук лязгающих оков, появился призрак и поманил философа за собой. Ученый муж последовал за ним. Волоча свои оковы, призрак старика водил Афинадора по дому, но не окончив своей «экскурсии», внезапно исчез. Философ отметил место, где старик буквально растворился в воздухе и на следующий день организовал в доме раскопки. Вскоре в том месте работники обнаружили скелет человека, закованного в цепи. После предания останков давно умершего узника земле, призрак старика больше в доме не появлялся.
«Рука духа»
В Древнем Вавилоне встреча с призраком не сулила человеку ничего хорошего. В древних текстах на глиняных табличках подробно описываются болезни и прочие несчастья, как следствия встречи с духом. «Рука духа» в вавилонской культуре ассоциировалась как с болезнями как таковыми, так и со способом их приобретения. Страшные недуги на род человеческий насылали духи людей, умерших при специфических обстоятельствах. Такими призраками становились те, кто утонул, был принесен в жертву или стал жертвой преступления. Семьям, где один из членов умер подобной смертью, грозила серьезная опасность, так как кровное родство усиливает связь живых с духом умершего.
Болезнь человека была тем или иным образом связана с обстоятельством смерти человека, дух которого повлиял на больного. Так астму и болезни органов дыхания провоцировали призраки утопленников. Верным признаком непосредственной близости духа, по мнению вавилонян, был шум в ушах, именно глаза и уши они считали наиболее уязвимыми для потустороннего воздействия местами человека. Вообще примет, связанных с посещением призраков, в древности было множество: затекшая после сна шея и головная боль по утрам, ночные кошмары и так далее. Ритуалы, призванные излечить тех, кого коснулась «рука призрака», как правило, предполагали приготовление специальных эликсиров, жертвоприношения богу Солнца, освящение жилища и так далее. В особо «тяжелых» случаях нежелания духа расставаться с выбранным им человеком, больного подвергали процедуре кровопускания путем рассечения виска острым ножом.
Римские маны
На надгробных камнях в Древнем Риме помимо прочих слов можно было встретить фразу на латыни «dis minibus», что можно перевести как «божественным манам». Первые упоминания о манах относятся к самому началу истории римской империи, маны достаточно часто упоминаются в римских текстах, но историки не сумели четко определить, чем или кем на самом деле являлись эти загадочные существа.
Традиционно манами считается обожествленный дух предка, нечто среднее между богом и духом. Если абстрагироваться от идей христианства и привычного понятия загробной жизни, то маны - это нечто вроде «домашних» богов, почести которым возносились не в храмах, а в домах обычных граждан.
Маны – это души умерших предков, не покинувшие свое жилище, а оставшиеся в нем для защиты и помощи своим живым родственникам. Почитание манов передавалось из поколения в поколение. С имуществом умершего наследник получал и дух покойника, иногда кредиторам вместе со сбережениями умершего заемщика доставались и маны, которых ростовщики обязаны были почитать, как своих собственных.