Существуют два весьма похожих по звучанию, но значительно различающихся по смыслу слова, которые зачастую путают – футурист и футуролог. Футурист – это приверженец футуризма, направления в искусстве, для которого форма важнее содержания, будь то стихи, живопись или музыка. Футуролог – это мыслитель, а в некоторых случаях и учёный, занимающийся конструированием тенденций развития человечества в будущем. Так вот, Жак Фреско это не футурист – во всяком случае, о его увлечении поэзией, живописью или скульптурой ничего не известно. Он футуролог, представляющий свой вариант того, в каком направлении следует двигаться человечеству. Правда, многие считают его не столько футурологом, сколько наивным утопистом или даже обманщиком…
Кому ещё строить будущее, как не инженерам?..
Жак Фреско родился в 1916 году в Нью-Йорке, где и пошёл в общеобразовательную школу. Это единственный факт поступления Жака Фреско в какое-либо образовательное учреждение. В 14 лет у Жака возникла проблема со школьной администрацией: он отказался приносить традиционную клятву на верность флагу США. В разговоре с вызвавшим его для объяснений директором Фреско объяснил, что не желает ограничивать себя приверженностью лишь одной нации, а желает быть частью общемировой человеческой семьи. Другими словами, юноша выразил взгляды, которые принято обозначать как космополитизм. Видя способности и желание мальчика учиться, директор позволил ему заниматься самостоятельно и сдавать экзамены в контрольные сроки.
Когда через два года директор школы скончался, привилегированный режим обучения Фреско закончился – но он, вместо того, чтобы вернуться к обычной системе, покинул школу. В итоге у него нет никакого официального законченного образования – ни среднего, ни высшего. Так что когда в биографических справках Жак Фреско называется инженером, дизайнером и даже архитектором, остаётся лишь верить на слово. Никаких доказательств в виде дипломов или реальных мест работы Жака по этим специальностям не приводится. В любом случае, в рассказах о своей жизни Фреско всегда акцентирует внимание не на том, как он зарабатывал на жизнь, а как формировалось его мировоззрение.
В качестве главных потрясений своей жизни он называет три события: Великую Депрессию в США, Вторую Мировую войну и свою поездку на тропические тихоокеанские острова после войны. Депрессия заставила Жака задуматься о несовершенстве экономической системы, в которой при имеющихся средствах производства и ресурсах миллионы людей умирают с голода. Война привела Фреско к мысли, что нынешняя ветвь развития общества тупиковая, так как она на средства уничтожения людей тратит больше сил и ресурсов, чем на улучшение условий жизни человечества. Знакомство с укладом жизни островных туземцев подсказало Жаку, как ему кажется, рецепт панацеи от всех бед мира – отказ от денег как эквивалента ценностей и безвозмездное распределение ценностей всем в них нуждающимся.
Проект «Венера»: и космические просторы здесь не при чём
Любая книга Жака Фреско (например, работа «Проектирование будущего») затрагивает вопросы создания нового общества, основанного и функционирующего на принципе отказа от денежной системы, всеобщего распределения ресурсов и использования новейших технологий для максимального комфорта жизнедеятельности. Но наиболее ёмко и подробно его взгляды на будущее отражены в концепции под названием «Проект «Венера»». Фактически это разделённый на этапы план по превращению Земли в рай, где никто не будет испытывать нужды ни в чём, где не будет имущественных, финансовых и социальных препятствий для творческого самовыражения и саморазвития человека. В этом мире, вполне возможно, не будет болезней и даже смерти (учитывая стремительные темпы развития медицины и генной инженерии).
Идея Фреско такова – все беды человечества происходят из-за неравенства, которое порождено жадностью, то есть стремлением одних обладать дефицитными видами ресурсов за счёт остальных людей. Следовательно, нужно сделать все ресурсы общедоступными, то есть ликвидировать дефицит. В первую очередь необходимо получить доступ к неограниченным запасам энергии, так как именно энергия является самым важным ресурсом современного мира. Для этого следует сосредоточить усилия на развитии альтернативных источников энергии , способных сделать её такой же бесценной (в смысле бесконечно дешёвой), как воздух. Когда энергия станет общедоступной, её не будет смысла продавать – зачем покупать воздух, если им можно дышать бесплатно? После получения бесплатной энергии нужно изменить экономическую систему: она должна быть ориентирована не на добычу денег, а на получение разнообразных ресурсов.
Гений или гадатель на кофейной гуще?
Деньги, согласно Фреско, необходимо вовсе отменить, потому что они являются главным разъединяющим людей фактором. Благодаря развитию науки и высоких технологий будущее общество построит экономическую систему, где в сферах производства будут работать не люди, а машины. Люди же, получая все необходимые ресурсы бесплатно, смогут реализовывать собственные творческие способности, каждый в своём направлении. Тем самым исчезнет неравенство, конфликты, организованная преступность и войны. По мнению Фреско, реализовать проект «Венера» необходимо в три этапа. Первый, по его словам, начался ещё в 1975 году – информирование человечества о самой проблеме и концепции. Второй этап (с начала XXI века): создание наглядных информационных проектов, демонстрирующих реальность такой картины будущего. Третий этап (время запуска не определено) – создание экспериментальных площадок, закрытых обществ-городов, функционирующих по такому принципу.
Увидев процветание этих экспериментальных городов, в которых энергия будет бесплатна и доступна всем, где работать будут роботы, где не будет неравенства, а всеобщее счастье, перейти к такой системе захотят и остальные люди Земли. Жак Фреско о России или о других государствах ничего специально не говорит: он вообще мыслит исключительно глобальными, общими и космополитическими категориями. В чём, собственно, и состоят главные обвинения его критиков. Критики Фреско делятся на две категории: на тех, кто заявляет о практической неосуществимости его идей (по экономическим, физическим и психологическим причинам). И на тех, кто видит в нём опасного мечтателя, реализация идей которого приведёт человечество к катастрофе. Так, футуролог выступает за уничтожение национальных различий, введение общего языка для всего мира, за активную и даже прогрессивную просветительскую политику, направленную на «уничтожение старых предрассудков». Многие указывают, что это приведёт к уничтожению корневых традиционных нравственных ценностей человечества (мораль, религия, классическая философия и искусство, понятие родственных связей и патриотизма и так далее).
Александр Бабицкий