Для такой организации как орден тамплиеров история зачастую становится поисками сокровищ, выяснением многочисленных «тайн» и попытками проследить их связи с оккультизмом. Более рациональные исследователи пишут о финансовых причинах казни храмовников или организационной структуре ордена. Однако, редко говорится о таком феномене как жестокость средневековых рыцарей.
Двойные стандарты для тамплиеров
Кандидаты на вступление в орден давали обеты целибата (безбрачия), послушания и бедности. Они должны были соблюдать строгий пост и постоянно молиться. Даже изображение тамплиеров на гербе – двое «бедных всадников» на одной лошади – свидетельствовало об истинной духовности. Но уже с первых десятилетий истории ордена рыцари, становились «стяжателями». Они стремились завладеть богатством, несмотря на запреты и страшное для сознания средневекового человека правило: тот тамплиер, у кого после смерти в одежде или личных вещах найдут спрятанные ценности, будет похоронен за пределами кладбища или отдан на съедение собакам.
Слухи о неблагопристойном нраве тамплиеров в массовом порядке ходили среди рядовых жителей средневековой Европы. В протоколах следствия, которое затеяли против тамплиеров король Франции и святая инквизиция , сохранилось множество свидетельств ремесленников и крестьян о стяжательстве и «бытовой» жестокости рыцарей ордена. Один из них пишет, что люди в деревне боятся выпускать на улицу молодых юношей и девушек, так как те могут быть изнасилованы рыцарями-храмовниками. Однако, это были лишь слухи, документально же подтвержденные проявления жестокости тамплиеров касались их основной, военной, деятельности.
Резня на Востоке
Удержать положение на Ближнем Востоке было нелегко. Этот период в истории средневековья запомнился как время постоянной вооруженной борьбы между мусульманами и христианами. Первые пытались обратить в истинную веру «неверный» запад, вторые – занять свое место у Гроба Господня и попутно завладеть материальными ценностями иноверцев и важнейшими торговыми путями.
Тамплиеры принимали активное участие в крестовых походах XII века. В конце столетия они сдали позиции в Иерусалиме Саладину, талантливому мусульманскому полководцу-сунниту, который сумел объединить под своей властью многие земли. Но уже в ходе третьего похода рыцари захватили крепость Акра и разместили в Иерусалиме свой новый храм (Тампль), а в ходе четвертого отомстили войскам Саладина по полной жестокости. При взятии Храма Соломона они вырезали около 30 тысяч мусульман и иудеев и поспешили сообщить об этом Папе. В послании один из рыцарей высших степеней посвящения писал, что кровь сарацин «доходила до колен» лошадям тамплиеров.
Образ жестоких тамплиеров у классиков и «в народе»
Литература сохранила не только восторженные, но и негативные оценки рыцарей-храмовников. Так, например, в романе Вальтера Скотта «Айвенго» командор ордена Буагильбер изображен антисемитом. Сначала он пирует в доме знатного и уважаемого воина-земвлевладельца Седрика, который гостеприимно принимает у себя всех, даже еврея Исаака, а затем решает схватить и убить последнего, как только тот отъедет от усадьбы. Друзья Буальгибера, которые должны были выполнить этот приказ, оказываются не лучше. Вместе со своим предводителем они в огромном численном преобладании чуть не убивают на турнире главного героя – благородного «рыцаря без наследства» Айвенго.
Народная культура также хранит следы неоднозначного восприятия тамплиеров. В немецком языке в средневековье появилось слово «Tempelhaus», которым называли публичные дома, а во Франции сохранились поговорки о людях, которые пьют или сквернословят «как тамплиер». События последних дней – террористический акт норвежца Брейвика – дают основания и для будущих связок образа тамплиеров с присущей им жестокостью. Как известно, Брейвик был членом тайной организации «рыцарей-тамплиеров», которая пропагандировала «национализм крестоносцев» в противовес европейскому мультикультурализму. Конечно, это уже не те тамплиеры , что были в средневековье, но кто знает, как будет описана история этого ордена спустя столетия.
Ксения Жарчинская