Христианский вариант: «Земная жизнь, как подготовка к небесной жизни»
Христианство возникло из иудаизма, но в отношении к душе и смерти у этих религий есть некоторые различия. Ну, хотя бы в том, что количество различных вариантов того, что случается после того как жизнь подошла к концу, у христиан значительно меньше, чем у евреев.
По христианской версии, душа после смерти выходит из тела, не теряя при этом ни памяти, ни способности мыслить и чувствовать, и продолжает жить вечно. Один из главных аргументов бессмертия выглядит, с современной точки зрения, довольно странно: «Если бы мы не жили вечно, то какая бы тогда была польза от добродетели и добрых дел?». Другими словами, какой смысл жить как приличный человек, если всё равно скоро концы отдавать? Доказательством вечной жизни христиане считают пример Иисуса, который свои воскресением «…открыл врата вечного блаженства для тех, кто верил в него и жил праведно». Тут раскрываются сразу два важных постулата: бессмертие даруется только праведникам и земная жизнь готовит людей к будущей вечной жизни.
Учитывая, что земная жизнь коротка, а небесная длится вечно, нетрудно сделать вывод, что именно жизнь после смерти является настоящей, а жизнь на земле не более чем подготовка к жизни на небесах. Точнее говоря, земная жизнь, в христианском варианте, устраивает человеку проверку – достоин ты жить вечно или нет. Результаты проверки оглашаются на Страшном Суде . Перед Судом этим предстанут, впрочем, не только верующие во Христа, но все люди. В том числе, атеисты. Разница в подходе к рассмотрению их «дел», правда, не совсем понятна: христиан судят по Евангелию, а остальных «по законам совести». Людей, которые были милосердны к ближним (это основной христианский критерий оценки) ожидает вечное блаженство, а остальных - вечная мука. Причём, если под вечными муками имеются в виду «муки совести», то под «вечным блаженством» не какие-то земные, чувственные представления, а, напротив, отсутствие страстей, «познание Б-га», «приближение к Всевышнему», «ощущение жизни Б-га внутри себя».
Версия верующих в Аллаха: смерть праведника это счастье и блаженство
На первый взгляд, представления о смерти и душе в христианстве и в исламе мало чем отличаются. В обеих религиях жизнь является для человека испытанием, своеобразным экзаменом. Как и в христианстве, по результатам этого экзамена мусульмане- праведники попадают в рай, где жизнь, опять-таки, сплошное удовольствие, а грешники в ад, где подвергаются мучительным наказаниям. Это не случайно. Многое в Коране заимствовано из Ветхого завета. Но есть и различия.
Мусульмане, живущие по Корану, не должны бояться смерти. Смерть, согласно Корану, событие обычное, даже обыденное и поэтому на похоронах мусульманина не принято, как в христианстве, оплакивать покойника и, вообще, предаваться грусти и печали. Более того, смерть для мусульманина-событие радостное. А для фанатика-террориста - это счастье и блаженство. Наверно, поэтому среди последователей ислама так много шахидов. Двоюродная сестра, живущая в Хайфе, рассказывала, что одного такого террориста-смертника сумели остановить прямо перед попыткой взорваться на рынке, определив его по счастливому, блаженному выражению лица. И ещё одно различие. Если по христианской версии «вечное блаженство» заключаются в познании Бога и приближении к Нему, то по мусульманской - это бесконечные чувственные радости, когда праведника услаждают множество (называется цифра 72) прекрасных девственниц.
Кроме того, для верующих в Аллаха отсутствует возможность покаяния. В отличие от христианского: «согрешил - покайся», когда отпетый разбойник и убийца, распятый рядом с Христом, заслужил спасение Иисуса покаявшись.
Буддизм: «Жизнь после смерти есть и это легко проверить»
Но, пожалуй, самые любопытные события происходят после смерти по версии верующих в Будду. Собственно, по мнению буддистов , не обязательно верить, в то, что такая жизнь существует. В этом можно убедиться на собственном опыте. Поэтому слово «вера» в буддизме заменяется словом «опыт». Подобная практика смерти и возвращения к жизни называется пхова или «осознанное умирание». При этом человеческая душа (в буддизме - сознание) выходит через отверстие в темени, а позже опять возвращается в тело.
После смерти, как полагают последователи Будды, у человека два варианта: праведники уходят в нирвану, а грешников ожидает бесконечная цепочка переселений или, точнее, перевоплощений души из одного тела в другое. Что из себя представляет таинственная нирвана (по словам Будды, великое Всё и одновременно великое Ничто) понять довольно сложно. Это некое подобие христианского Рая, где человек сливается с Богом-творцом.
Версия атеистов: «Вечной жизни нет»
Самая простая и понятная версия ухода из жизни у атеистов: «После смерти нет ничего», человек пришёл из ничего и туда же возвратился. Версия эта не противоречит сказанному в Экклезиасте: «Всё произошло из праха и в прах возвратится». Несмотря на то, что на атеистов нападают верующие со всех сторон, их можно отнести (воинствующие безбожники вроде Емельяна Ярославского ушли в прошлое) к наиболее толерантной части населения Земли. Они не принимают участия в религиозных войнах. Среди них сегодня редко встретишь террористов-смертников: «Красные бригады», камикадзе и народовольцы тоже остались в прошлом. Ваша религиозная ориентация, им, как говорится «до лампочки».
На картинке сверху далеко не полный перечень известных атеистов, вполне уважаемых и талантливых людей. Я взял его именно потому, что, судя по подписи («горяд»!), он создан не слишком грамотным, верующим человеком. Эти символично. Нападки на атеистов происходят, как правило, со стороны либо маргинальной и малообразованной, либо фанатично-религиозной части населения.