Особенности первобытного искусства: явление широкого профиля
Искусство это уникальный феномен человеческой жизни, который выполняет самые широкие функции. Это справедливо для классической эпохи, например, Древней Греции, это характерно и для современного мира. Но те же самые черты были присущи и первобытному искусству, что и делает его настоящим искусством. При этом первобытному искусству были свойственны отличительные особенности, которые и выделяют этот первый вид искусства в особое явление.
Не примитивное, а особенное
Первобытное искусство нередко называют отсталым и примитивным, ориентируясь на внешний вид большинства произведений как в наскальной живописи, так и в скульптуре, и в росписи керамики. Однако такой взгляд неверен: первобытное искусство не было примитивным, оно решало собственные задачи и отражало особенности мировосприятия людей того времени. Наряду с упрощёнными рисунками, обозначавшими лишь контур тех или иных существ, есть и большое количество тщательно проработанных и поражающих своей красотой изображений, скульптур и орнаментов. Это означает, что дело было не в отсталости художественных способностей первобытного человека, а в особых целях его творчества. Этими целями были в первую очередь магические ритуалы, которые иногда требовали детального изображения, но чаще всего нуждались лишь в изобразительных символах.
При этом не нужно забывать, что до нас дошли свидетельства не всех видов первобытного искусства. Достаточно мало сохранилось древних прикладных вещей, например, украшений, в создании которых люди могли проявить гораздо больше свободы и фантазии. Кроме того, по понятным причинам мы практически ничего конкретного не знаем о таких видах искусства, как музыка и танец, которые, как следует из наскальных рисунков, были важной частью жизни. Не стоит забывать и о том, что первобытное искусство выполняло ещё и информационную функцию, которая позволяла следующим поколениям перенимать опыт предков, а современным исследователям проникать в те или иные сферы тогдашней жизни. Таким образом, первобытное искусство выполняло все основные функции полноценного искусства, однако осуществляло это особенным способом, понятным современникам и загадочным для нас.
Искусство, неотделимое от жизни
Мы считаем себя высокоцивилизованными людьми, называя искусство в частности и культуру в целом важнейшими признаками цивилизации и жизни в ней. Но, если рассмотреть вопрос о месте искусства в жизни человека XXI века и в жизни человека первобытного, то это сравнение окажется отнюдь не в нашу пользу. Человек III тысячелетия живёт в эпоху узкой специализации: одни люди занимаются неквалифицированным физическим трудом, другие являются профессиональными рабочими, выполняющими ограниченный набор операций, третьи выполняют конкретный вид торговых операций, четвёртые осуществляют управленческие функции в определённой сфере, и так далее. Точно так же особой специальностью являются и «люди искусства»: для всех остальных искусство является чем-то внешним, явлением, к которому можно прикоснуться в определённое отведённое время в специальных местах. Искусство одновременно является частью нашей жизни и при этом достаточно чётко отделено от неё для большинства людей.
В первобытную эпоху картина была ровно обратной, и это является фундаментальной особенностью первобытного искусства и его отличием от искусства последующих исторических эпох. Тогда искусство не было какой-либо частью жизни, это и была жизнь. У первобытного человека не было ни разделения на свободное и рабочее время, ни разделения своей духовной жизни на искусство, религию и бытовые вопросы. Уникальность его жизни состояла в том, что все эти составляющие неразрывно переплетались между собой: искусство было такой же гранью существования, как религия или забота о выживании, причём зачастую эти грани незаметно переходили друг в друга. Например, по такой схеме: человеку нужно было обеспечить себе добычу на охоте – для этого он прибегал к магическим ритуалам – магические ритуалы определялись искусством, наскальными рисунками , вырезанными амулетами и фетишами, особыми танцами и песнями. Причём это была не линейная схема, от первого ко второму, от второго к третьему, а единый одновременный процесс.
Точно также обстояло дело с «разделением труда»: в первобытно обществе одновременно все были авторами искусства, и не было отдельной специальной группы людей, которая занималась бы только им. Искусство, как и религиозные ритуалы, были общим делом человеческого общества и воспринималось точно так же, как и другие жизненные занятия: охота, строительство жилища, изготовление орудий труда, воспитание потомства и тому подобное. Разумеется, были люди, обладавшие творческими способностями, которые выполняли «техническую часть», но они вряд ли как-то особенно выделялись среди других соплеменников. Исключение мог составлять, по всей видимости, лишь тот случай, когда художником оказывался шаман, занимавший в племени особое место благодаря особой связи с миром сверхъестественного.