Синкретизм первобытного искусства: единство по всем статьям
Когда говорят о синкретизме в искусстве, то подразумевают слитность и взаимопроникновение различных свойств, качеств и объектов, которые зачастую обладают разными, а то и противоположными характеристиками. И в этом плане первобытное искусство является не просто примером синкретизма в искусстве, оно представляет собой эталон – потому что искусство никогда не было более синкретичным, нежели в эпоху «юности человечества».
Единство образа и предмета
Синкретизм первобытного искусства представляет собой феномен, который очень трудно разделить на составляющие и такое деление будет весьма условным – так как в этом искусстве единство охватывает все составляющие, все факторы, все средства и все образы. Но если попытаться обозначить основные векторы, то следует назвать, конечно, единство художественного образа и изображаемого предмета, существа. Любое изображение для первобытного человека не являлось произведением искусства – оно было живым. Это проявляется, прежде всего, в технических особенностях создания того или иного произведения. Если берётся кость или камень для создания миниатюрной скульптуры, то исходный материал подбирается такой формы, которая максимально соответствует конечному образу. Кость или камень по своей форме должны напоминать изображаемое существо, оно как будто «спит» внутри материала, а человек должен лишь немного помочь ему своей художественной обработкой, чтобы этот образ стал нагляднее. Если на стенах пещеры изображается животное, то рельеф поверхности повторяет природные изгибы этого существа.
Но на этом единство образа и предмета не заканчивается, но переходит на более глубокий и сложный уровень. Это единство означает неразрывную связь в сознании первобытного человека между изображением, к примеру, мамонта, и самим мамонтом . Именно благодаря этой стороне синкретизма и развились первоначальные религиозные представления человечества, согласно которым воздействия на образ животного, на его изображение оказывает точно такое же или весьма сходное воздействие и на реального быка, оленя или кабана. Существуют находки, которые свидетельствуют, что к нарисованным туловищам медведей прикрепляли головы настоящих медведей – тем самым люди словно бы дополняли единую картину, и в их сознании не возникало противоречия между тем, что голова настоящая, а тело нарисовано.
Единство образа и мира
Другой аспект первобытного искусства заключается в единстве художественного образа и окружающего мира. И дело не только в том, что, раз человек считал изображённых животных почти что живыми, то и населённый ими мир отождествлял с искусственным. Синкретизм первобытного искусства ещё и в том, что для человека оно было точно таким же инструментом познания мира, как и практическая деятельность. Практика и искусство были неразделимы: точно так же, как при помощи охоты, наблюдения за животными, за природными явлениями, за небесными светилами, постройки жилищ, изготовления одежды и орудий человек познавал материальную часть мира, так при помощи искусства он старался сформулировать представление о мире в целом.
В это представление входили и понимание тех или иных закономерностей во взаимоотношениях природы и человека, человека и животных, одних природных явлений с другими. Кроме того, именно в искусстве, которое было неразличимо объединено с религией, первобытный человек старался сформировать представление о строении мироздания, о законах, по которым оно существует, о тех опасностях, которые могут грозить в нём человеку и о его месте в общей системе. Искусство было единственным способом выражения этих представлений, а благодаря своей неотделимости от религии оно становилось ещё и способом взаимодействия человека с миром. Первобытное искусство одновременно содержало в себе и способ познания мира, и сам мир, и способы выражения своих представлений о нём.
Единство образа и человека
Один из наиболее популярных вопросов, касающихся первобытного искусства, звучит примерно так: «Почему первобытные люди редко изображали самих себя, а когда изображали, не создавали портретов, хотя с художественной точки зрения были на это способны?». Проблема эта действительно одна из самых интересных в изучении первобытного искусства и является предметом спора учёных до сих пор. Первоначально предполагалось, что первобытные художники просто не могли нарисовать портрет, не владея перспективой, правильным соотнесением масштабов и так далее. Однако многочисленные примеры удивительных по красоте и точности изображений животных заставили задуматься: если художники могли выполнить такой тонкий рисунок быка, то могли и создать точный человеческий портрет, но не делали этого – почему?
Однозначного ответа нет. С точки зрения рассмотрения синкретизма первобытного искусства наиболее вероятным ответом представляется тот, согласно которому человеку не нужно было портретное сходство на изображениях. Он и так чувствовал собственное единство с образом человека на рисунке или в скульптуре, а функции таких изображений были чисто утилитарными – изобразить ту или иную сцену, которая должна или повториться в жизни, или быть напоминанием об определённых событиях. Возможно так же, что человек просто опасался придавать изображению индивидуальные черты – потому что он верил, что его образ и он сам это единое целое, а значит, если кто-то получит контроль над его образом, он сможет управлять и человеком. Эта черта первобытного сознания сохранялась вплоть до вполне цивилизованных времён: так, в Древнем Египте свято верили в то, что имя человека напрямую связано с ним и если совершить над именем определённые действия, можно навредить человеку или его душе. Так что первобытный человек не испытывал проблем с тем, чтобы ассоциировать себя с теми изображениями, на которых люди изображены подчас в виде почти что геометрических фигур.
Александр Бабицкий