Потусторонний мир: когда ничего неизвестно, версий предостаточно - Существует ли

существует ли потусторонний мир

Существует ли потусторонний мир: что говорит религия

Потусторонний мир является обязательным элементом любой религиозной системы. По сути, потусторонний мир наряду с наличием некоей сверхъестественной надмирной силы и существованием души является одним из трёх столпов, на которых и базируется религиозное сознание. При этом любопытно, что представления о потустороннем мире в своих фундаментальных чертах является общим для практически всех традиционных религий.

 

Общие религиозные представления

В реконструированной специалистами истории представлений человечества о потустороннем мире, то есть о том мире, в котором обитают души ушедших из земной жизни людей, можно выделить три основных этапа. Первый этап представляет собой наиболее древний из доступных на данный момент пластов религиозного сознания человечества и связан с анимизмом – идущей из первобытности системой религиозных верований, согласно которому весь мир наделяется духами.

Остатки этой религиозной системы в настоящее время можно встретить в верованиях ряда африканских и южноамериканских племён. В этой системе потусторонний мир практически отсутствует, так как он фактически соединён с земным миром. По этим верованиям, души умерших остаются жить и действовать здесь, на земле, и они оказывают реальное влияние на жизнь живых. Именно из этой веры и произрастает культ предков, которых нужно почитать, задабривать, приносить им жертвы, чтобы они не вредили, а напротив, помогали живым. Души умерших могут обитать в бесплотном состоянии или вселяться в животных, растения или неодушевлённые предметы, но они остаются рядом.

 

Второй этап относится к более близкому к современности этапу человеческой истории и ознаменован разделением картины мира на три части – подземный мир, мир людей, то есть земной, и мир небесный, обитель богов.

 

В этой системе с потусторонним миром однозначно ассоциируется подземный мир, куда и отправляются души умерших. Принципиальным моментом в данном случае является то, что нет никакой этической взаимосвязи между поведением человека при жизни и судьбой его души после смерти – вне зависимости, добрым или злым был человек, его душа всё равно попадёт в одно и то же место и будет пребывать в одном и том же состоянии.

Третий этап, наступивший примерно четыре тысячи лет назад, произвёл переворот в осознании потустороннего мира – теперь местопребывание человеческой души на том свете находится в прямой зависимости от его соблюдения религиозных и этических правил в земной жизни. На этом этапе появляются понятия ада как места, где души злых и жестоких людей будут претерпевать мучения, и рая как благословенного пристанища добрых душ, где они получат достойную награду за праведную жизнь.

Как религия представляет рай

Неудивительно, что общие черты рая в различных религиях сходны – потому и представления о радости, вечном блаженстве и отсутствии горестей у человечества в обще и целом одни и те же. А рай и представляется собой как место вечного блаженства для душ, которые своей земной жизнью заслужили право находиться в этом месте, которое означает максимальную близость к Богу или иному источнику высшей силы, высшего разума, высшего источника справедливости. Хотя, разумеется, в различных религиях существуют свои особенности в представлении о рае.

 

Так, в христианстве рай понимается, прежде всего, как место единения человеческой души с Богом, где все земные страсти отпадают вместе сов семи связанными с ними негативными моментами, и душа может в полной мере почувствовать Божественную Любовь.

 

При этом христианское Священное Предание знает и более конкретное описания рая: так, Иоанн Богослов в своём «Откровении» описывает видение рая, согласно которому он представляет собой огромный город необыкновенной красоты, небесный Иерусалим, высота, ширина и длина которого составляет, при пересчёте на современные меры длины, по 2200 километров.

В исламе представления о рае ещё более предметны и приближены к «наивысшим стандартам» земных удовольствий, которые в потустороннем мире получат в награду праведные мусульмане. По сути, исламский рай - это великолепный сад, в котором растут неописуемой красоты деревья, дающие вкуснейшие и неиссякающие плоды. В этом саду праведники будут облачены в самые красивые и роскошные одежды, будут пить божественное вино, которое не будет пьянить, а у каждой души будет своя прекрасная вторая половина (для мужчины – супруга, для женщины - супруг).

В буддизме рай не является конечной целью существования души, он даже не является единым пространством. Для буддиста главная цель это нирвана, то есть достижение выхода из сансары, цепи рождений и смертей. Рай же здесь представляет четыре области, куда попадают духовные элементы тех людей, которые своими добрыми делами создали себе хорошую карму. Здесь они могут пребывать некоторое время и либо выбрать перерождение в новом теле, либо попытаться достичь нирваны.

В любом аду несладко…

Если представления о наивысшей радости в раю у человечества более или менее совпадают, то неудивительно, что и наибольшее из возможных наказаний людям разных цивилизаций и разных религий тоже рисуется примерно одинаково. Ад, то есть место, состояние и процесс нескончаемого наказания тех душ, которые не смогли вести себя правильно во время земной жизни, а то и сознательно нарушали установленные свыше правила поведения, в религиозном сознании имеет общие черты. Это всегда безрадостное место, лишённое солнечного, то есть божественного света, где души грешников наказываются духовными мучениями (неудовлетворяемыми вечными страстями), а при наличии телесной оболочки и физическими страданиями (наиболее популярен сюжёт об огне как основном средстве подобной пытки).

 

Вместе с тем есть и определённые, подчас довольно существенные, различия в представлениях об аде в разных религиозных системах.

 

В христианстве ад – это, прежде всего, место мучений души, когда она, развращённая по своей собственной воле грехами, осознаёт противоестественность своего положения, но уже ничего не может изменить. Однако до пришествия Христа ад был местом, куда отправлялись все души, даже праведников и ветхозаветных пророков – и лишь после сошествия Спасителя во ад он был разрушен и все праведники были выведены из него. При этом ад будет и местом физических мучений – но лишь после Страшного Суда, когда все люди воскреснут в телесных оболочках и в таком виде праведники пойдут в Царствие Небесное, а грешники в преисподнюю.

Похожая концепция ада, но с ещё большим акцентом на материальную составляющую, и в исламе. Но в настоящее время и ад, и рай для душ закрыты – они будут направлены туда лишь после Суда Аллаха. В буддизме ад также представляется местом, где духовная сущность проходит через мучения, причём через восемь кругов ада – но главная функция буддийского ада это не наказание, а очищение кармы через страдание. В китайском даосизме ад и вовсе место, которого не избежать ни одной душе: дело в том, что по даосским представлениям, после смерти человека душа распадается на высокие, духовные и низкие, материальные, грубые элементы. Духовные элементы отправляются в рай, а грубые – в ад.

Читать дальше Перевозчик

 
Самое обсуждаемое
Всем или почти всем из нас хочется знать, что же будет там, за гранью, ждёт ли там ещё какая-то,
Почти всегда, когда говорят о цунами, подразумевают морские (чаще всего - океанские) цунами,
Слово полтергейст пришло к нам из немецкого языка, в переводе оно означает «шумный дух». Случаи