Наверное, никакая другая книга не вызывает стольких противоречий, как споры вокруг Библия. Это настраивает верующих против неверующих, а библейских ученых против самих себя. Одно из самых больших противоречий – может ли Библия быть использована в качестве исторического документа. Тем не менее, каждый, кто обсуждает Слово Божье, иногда имеет истинные мотивы в виде всего лишь карьеры и денег.
Маски мумий
Неужели все читают правильную версию Библии? Есть ли у людей право узнать, так это или нет? Существует два спорных вопроса вокруг разрушения папирусной маски мумии, когда были найдены отрывки из Библии и других древних документов.
До недавнего времени самые ранние известные копии Евангелий относились ко второму веку нашей эры. Но можно получить более ранние фрагменты библейского текста из использованных листов папируса, из которых были вылеплены маски мумии с использованием краски и клея - для простых людей в древние времена. Папирус был так дорог тогда, что люди использовали исписанные листы с деловыми соглашениями, личными письмами и иногда фрагментами Евангелия. Глядя на даты на некоторых из найденных документов, ученые могут приблизительно определить возраст недатированных документов. Они также используют углеродный анализ и анализ почерка.
В данном случае, полемика окружает отрывок Евангелия от Марка, который якобы восходит к первому веку, потенциально самый ранний известный экземпляр. Это покажет, какие изменения вносились книжниками в Евангелие с течением времени.
Хотя каждая маска может дать больше двадцати пяти текстов, маски уничтожаются в процессе анализа, что для некоторых людей является недопустимым. Тем не менее, Крейг Эванс, профессор исследований Нового Завета, защищал процесс в интервью LiveScience. Речь не идет о разрушении предметов музейной ценности, по его словам.
На самом деле, известно обо всем этом очень мало. Владельцы этих масок - частные коллекционеры, университеты или музеи – настаивают на том, чтобы вовлеченные в процесс люди подписали соглашения о неразглашении. Но кто-то слил информацию о Евангелии от Марка в 2012 году.
Судебный иск из-за библейских археологических находок
Многие знают о противоречивом телевизионном фильме «Потерянная могила Иисуса», который был снят канадским режиссером Симхой Якобовичи, исполнительным продюсером Джеймсом Кэмероном и транслировался на канале Discovery и Vision TV в 2007 году. В нем заявлялось, что существует могила в Израиле, где обнаружены останки библейского Иисуса и его семьи, в том числе, возможно, и сына по имени Иуда.
Очевидно, что эти заявления всколыхнули сильные религиозный дебаты, в том числе обвинения в спекуляциях против Якобовичи и Кэмерона. Многие люди верят, что Иисус воскрес, так что было бы невозможно найти его кости. Многие также считают, что он никогда не был женат и не имел детей.
Но даже негативная реклама может способствовать приобретению аудитории и прибыли, так что она не всегда нежелательна для кинематографистов, затрагивающих спорные вопросы. В данном случае, Якобовичи предъявил иск археологу Джозефу Зиасу, отставному чиновнику Управления древностей Израиля, на сумму $1 млн в качестве компенсации за клевету.
В своих критических сообщениях в блоге и в электронной почте Зиас имел привычку писать имя Якобовичи со знаком доллара вместо буквы S. Но то, что, возможно, переполнило чашу терпения Якобовичи, был отказ National Geographic от одного из его проектов, в буквальном смысле меняющем, по крайней мере, одну точку зрения на Библию. Якобовичи утверждал, что он потерял более $2 млн в результате действий Зиаса.
Многие исследователи Библии приняли обе стороны, некоторые согласились, что Зиас зашел слишком далеко, другие утверждают, что двум мужчинам следует обсудить все друг с другом, а не душить свободу слова, столкнувшись лбами в суде. В 2015 году суд Иерусалима назначил выплату в $260 000 в качестве возмещения ущерба Якобовичи. После принятия этого решения режиссер написал на своем сайте, что как журналист он привержен принципу свободного обсуждения в демократическом обществе. Но свобода слова заканчивается там, где начинается клевета, и Зиас пересек красную линию цивилизованного обсуждения. Он обвинил режиссера, среди прочего, в подлоге, в нечестной археологии, в спекуляции Библией и изобретении истории. Он также обвинил его в тесном контакте с различными преступными элементами во всем мире. Все это ужасная ложь, распространенная в Интернете и направленная в различные университеты, издателям и СМИ.
Надпись из Офеля
Продолжается дискуссия среди библейских ученых о том, писался ли Ветхий Завет в режиме реального времени или спустя века после описанных событий. До 2008 года считалось, что еврейская Библия была написана в шестом веке до нашей эры, потому что не было никаких доказательств еврейской письменности до этого времени.
Затем в Хирбет Кейафа в Израиле был обнаружен керамический черепок 10 века до нашей эры с надписью на письменной форме иврита. Это означает, что царство Израиля уже существовала в 10 веке до н.э. и что, по крайней мере, некоторые из библейских текстов были написаны за сотни лет до периода, представленного в современных исследованиях.
Регулярно два основных лагеря библейской археологии доказывают друг другу каждой новой находкой, является ли Библия историческим документом или нет. Тем не менее, этого керамического осколка не было достаточно, чтобы подтвердить, что Ветхий Завет был написан в режиме реального времени.
Затем в 2013 году была найдена надпись из Офеля – фрагмент на глиняном кувшине возле Храмовой горы (в районе Офеля) в Иерусалиме. Касаясь другого спора между двумя лагерями, они не смогли даже договориться о языке надписи, не говоря уже о том, что там сказано. Но фрагмент действительно может быть датирован 10 веком до нашей эры. Хотя некоторые ученые считают, что это письменность другого ближневосточного языка, но не иврита, Галиль интерпретировал ее как древнееврейскую, а надпись как обозначающую сорт вина, хранившегося в сосуде. Он считает, что оно относилось к дешевому вину для рабов.
Тем не менее, дешевое вино не важно. Если Галиль прав, надпись из Офеля свидетельствует, что Иерусалим уже был важным городом в 10 веке до нашей эры, с классовой структурой и сложной административной системой. Кроме того, он предполагает, что письменность уже была распространена в то время.
Книжники, которые могли писать административные документы также могли писать литературные и историографические тексты. Хотя это спорно, но некоторые ученые считают, что если Иерусалим был населен говорящими и пишущими на иврите людьми в 10 веке до нашей эры, то книжники, вероятно, записывали события Ветхого Завета в режиме реального времени, что сделало бы Библию более исторически достоверной книгой. Еще несколько надписей 10 века до нашей эры были найдены с тех пор.